Лето самое жаркое время киногода. Фантастика серьёзная и совсем не, летние жанровые драмы и сюрприз от шеф-повара. Всё это мы сегодня рассматриваем, разумеется, под уголом качественной киномузыки. Продолжаем нашу регулярную рубрику «Лучшие саундтреки прошедшего сезона». Как обычно, будем двигаться согласно хронологии выхода фильмов в российский прокат, обещанный сюрприз в самом конце обзора.
«Терминатор 4»
Музыка Дэнни Эльфмана
Режиссёр: Макджи
Один из любимцев нашей редакции и завсегдатай рубрики саундтреков Дэнни Эльфман, оттрубив в прошлом году сразу в трёх значимых проектах, два из которых — «Особо опасен» и «Хеллбой 2» — были нами особо отмечены, а «Харви Милк» не попал в соответствующий обзор лишь по причине узости проката и слишком сильной конкуренции — в этом году решил не частить, максимально плотно занявшись одним из самых неоднозначных релизов 2009 — четвёртым «Терминатором». Тяжелейшая задача — за плечами откровенная неудача Марко Бельтрами в триквеле, наследие Брэда Фиделя, знакомое каждому человеку на этой планете, родовое пристрастие франчайза к олд-скул «металлу», всё это пережить в себе и выдать результат, за который не будет мучительно больно — требовало для начала известного мужества, а уже потом таланта.
Хватило и того, и другого. И наследие не забыто, и нужные треки прозвучали в нужных местах, но то было в кино, а нас сейчас интересует CD-альбом, в котором из гест-стар сборника осталась лишь финальная композиция “Rooster”, про которую с достоверностью можно сказать только одно — послушайте отдельно от фильма, припомните эпизод, где песенка звучала, и решите для себя, фанат вы группы Alice In Chains или же нет.
А вот занимающие весь остальной диск 14 дорожек оригинального звука стоят подробного рассмотрения. Часто так бывает, что пересмотрев пару раз фильм, ты наизусть знаешь лучшие места саундтрека, а без остального можно и обойтись. Совсем не то — у Эльфмана. Если звучавший на титрах грациозный трибьют тому самому тадам-там-тадам действительно лучше смотрится на экране под соответствующий видеоряд, то положенный на ту же мелодию гитарный перебор, не урезанный монтажом, а ещё лучше — зарубы сумрачной композиции “No Plan”, отсылающие всё к тому же, они достойны именно обстоятельного отдельного прослушивания.
Во времена, когда академически выверенный, не слишком мелодичный «оркестровый саундтрек» стремительно вымирает, уступая дорогу зажигательным гест-стар-альбомам старины, Эльфман написал для каждого настоящего фаната серии персональные гимны на выбор. Для вас «Терминатор» — это история о том, что нет судьбы? Слушайте и цокайте при этом языками.
Музыка из фильма на Amazon.com
«Трансформеры 2»
Звуковая дорожка и альбом
Композитор: Стив Яблонски
Режиссёр: Майкл Бэй
Перед нами, как и в случае двухлетней давности, два альбома: собственно музыка к фильму, и великий и могучий «гест-стар» — сборник. Какой из них слушать первым — это вам решать: либо вы сначала побываете на рок-концерте с гитарными запилами и оглушающей сознание ритм-секцией, а уж потом оцените мощь стальных гигантов и восход солнца над египетскими пирамидами, либо наоборот. Альбом легионеров порадовал и на этот раз. Пусть он и не настолько ядрёный, как в первой части, но впрыск адреналина в кровь гарантируется: тут и мощный драйв от Nickelback (как не восхититься их "Burn It To The Ground"), и трогательная баллада Fray, и конечно, финальная дорожка в исполнении Cheap Trick. Куда нынче без ремиксов-то?
С авторским альбомом сложнее. В принципе, любой сиквел — лишний повод для композитора получить деньги, почти не прикладывая усилий: оркестровку слегка изменил, мотивчики освежил — и готово. Особенно в данном случае. Действующие лица — вот они, всё те же, сценарий — а кому он нужен... словом, входи в ту же реку смело. И Стив Яблонски вошёл. Вроде бы всё хорошо: и мощь, и сила, и красота прослеживаются в партитуре невооруженным ухом, но почему-то при прослушивании возникает некое дежавю саундтреков к другим картинам. Нечеткое, интуитивное, но упорно не исчезающее. Точно мёртвые с косами, проносятся в звукоряде призраки «Кода да Винчи», «Пиратов Карибского моря», даже «Гарри Поттера». Обидно, что творческий гений Яблонски, так ярко проявившийся в саундтреке к многострадальному «Острову», на этот раз оказался заложником конвейерной системы и штатного расписания.
Звуковая дорожка фильма на Озоне
«Джонни Д»
Саундтрек
Композитор: Эллиот Голденталь
Режиссёр: Майкл Манн
Для режиссёров, снимающих фильмы под маркой «Это было недавно», стало доброй традицией включать в заказанный композитору звукоряд номера «из той эпохи». Таких, бывает, порой на целые альбомы набирается. Но никогда ещё оригинальные дорожки и вставные номера не рассчитывались на «первый — второй». И вот, наконец, они сошлись — вода и камень, моно и стерео, джаз-бэнд и симфонический оркестр из ста человек, и всё это — на протяжении одного альбома. Однако подобные попытки микширования двух столь разнополюсных стилей к желаемому результату «единства противоположностей», как правило, не приводят. Слишком многое изменилось за семидесятилетний период, в том числе и музыка в кино.
В результате прослушивания диска возникает ощущение, которое может быть озвучено словосочетанием «жемчужины в сиропе»: мелодии тридцатых годов XX-го века растворены среди атмосферно-тягучих дорожек оригинального саундтрека образца начала века XXI. Фирменная манера Эллиота Голденталя растекаться темами по хронометражу блестяще оправдала себя в «Схватке». Но там на дворе были 90-е, и с треками Майкла Брука и Лайзы Джеррард авторская музыка соседствовала более чем удачно. В данном случае композитор решил создать фон для композиций Билли Холидэя, Отиса Тэйлора и далее по списку. Но в том-то и дело, что хоральные композиции Голденталя абсолютно не сочетаются с жёсткими синкопами «чёрного» джаза, равно как и мерцающие звуки рояля «Стейнвей», записанного в Карнеги-холле — с недонастроенным фортепиано времен золотых импровизаций Эллы Фицджеральд.
В итоге имеем самый неоднозначный по своим оценкам саундтрек лета.
Саундтрек фильма на Озоне
Далее в обзоре: «Район 9» «Бесславные ублюдки» «Теория лжи»