«Обстоятельства» — второй большой фильм режиссёра Руминова. Если считать фильм «Мёртвые дочери» первым. Хотя были и другие. Мало кто помнит, но Руминов начинал свою карьеру с малобюджетного триллера под названием «Дэдлайн», где избивали незадачливого сценариста — чтобы получить от него хоть какой-то результат. Потом он снял фильм, который единственный раз показали в кинотеатре.док. Но то ли результат не понравился самому Руминову, то ли зрители отреагировали как-то не так… Короче, он его не домонтировал. Всё сжёг или как-то так. Потом были ещё короткометражки (в том числе и самая трогательная, про рождение его сына), потом огромное количество трейлеров к отечественным и не очень фильмам, и вот — новое полноэкранное творение.
Вообще автор такого полуосмысленного бреда и издевательства над зрителями, как «Мёртвые дочери», конечно, не заслуживает доверия. К счастью, фильм «Обстоятельства» переписывает репутацию Павла с чистого листа. Кто тут постарался, продюсеры или сам режиссёр, сказать трудно. Главное, что в итоге все сложилось удачно.
Руминов — идеальный персонаж мира искусства — карикатурная творческая личность. У него не гоповатый стиль, как у Германики, например. У него стиль сумасшедшего режиссёра. На съёмочной площадке он лихорадочно перелистывает американские учебники. Он очень хочет сделать круто. Сама идея что-то снять — вызывает у него живейший интерес, и он начинает придумывать кадры и монтажные склейки. Он абсолютно не от мира сего, с ним можно говорить только про кино. И всем этим он вызывает какую-то дикую симпатию. На фоне всех наших зажравшихся и уверенных в себе молодых режиссёров (Хлебников да Хомерики — редкие исключения) он выглядит хилым нервическим мальчиком, который мечтает делать большое кино. Поэтому очень хочется, чтобы у него всё получилось. Чтобы он не повторял своих ошибок.
И он, о чудо, почти их не повторяет. В «Дочерях» большая часть актёров была непрофессиональной массовкой. Серьёзные люди играли в эпизодах. В «Обстоятельствах» актёров всего четверо и все театральные. Высший сорт. В «Дочерях» Руминов писал сценарий сам и ни с кем не советовался. В «Обстоятельствах» у него есть соавтор, а за ним — крепкая продюсерская рука. Сценарий не подкачал.
Тихон (Любимов) ударил свою жену Агнессу (Морозову) по голове тяжелым предметом, много раз. А Артур (Крылов) целый день готовил ужин, чтобы провести вечер с лучшими друзьями (Тихоном и Агнессой) и любимой женой Лизой (Кутепова). Смерть одного из участников никак не была запланирована. Но, может быть, всё-таки всё в порядке? Ведь Агнесса пришла в гости, пусть и в несколько странном виде. Первоначально фильм вообще должен был называться «Моя жена зомби» — интрига раскрыта с первой минуты. Но потом передумали.
К тому же в фильме был пятый персонаж — сыщик. Но в итоге его решили вырезать в монтаже. Хотя его лицо всё-таки можно встретить в рубрике «Кадры из фильма». Сценарий тоже существенно видоизменился в итоге. Но, может быть, это и хорошо? Кино ведь должно удивлять, в том числе собственных создателей.
Руминов, кстати, сам снялся в эпизодической роли зомбоведа, который появляется в телевизоре и рассказывает, как отличить живой труп от нормального человека. Интервью же у него берёт тот самый стендап-комик, который писал все диалоги и шутки для фильма.
А в «Обстоятельствах» есть над чем посмеяться. Морозовой отлично удаются завывания и кровожадный вид, Любимов первую половину фильма отчаянно кривляется, Крылов и Кутепова выясняют, любят ли они друг друга, и муж успокаивает жену только когда называет её ласковым прозвищем Землеройка. Начиная со стопроцентного трэша, режиссёр переходит на отношения между мужчиной и женщиной, на психологические проблемы в семье, на разговор о взаимопонимании людей, об одиночестве домохозяек и плавно превращает ужастик в мелодраму. Если фильму доверять, как просил сам автор — то и он тебя не обманет. В финале всё будет хорошо.
Теперь Руминов может спать спокойно, третий большой фильм неизбежен. Ведь ему удалось сделать почти невозможное: снять в павильоне А-медии (покойся с миром) с четырьмя актёрами свежее конкурентоспособное и трогательное кино, на которое можно смело зазывать семейного, офисного, подросткового, артхаусного — да какого угодно зрителя, и всем что-то, да приглянется.