Пропущенные фильмы: "Меня там нет", "Воспоминания неудачника", "Россия 88"
Незаметным для себя образом т.н. независимое кино из гетто Санденса выбралось на просторы широких экранов, разом показав способность как собрать невероятные деньги в прокате, так и сказать новое слово в кинематографе, на что последние годы не осталось надежд ни в Каннах, ни в Венеции. В «независьках» всё чаще снимаются актёры первой величины, и туда всё чаще уезжают «Оскары». Искусство предельно простого киноязыка, сочетаемого с жизненностью обыгрываемых ситуаций — инди-муви открывает зрителю глаза на то, что он видел всю жизнь, но так и не увидел. Однако так получилось, что отечественный прокат категорически не умеет показывать независимое кино: оно или вовсе не выходит, или ограничивается тремя с половиной копиями. В нашей новой рубрике «Пропущенные фильмы» мы продолжаем вас знакомить со знаковыми фильмами, которые по разным причинам прошли мимо нас раньше.
Читайте в этом обзоре: «В диких условиях» «Меня там нет» «Воспоминания неудачника» «Ларс и настоящая девушка» «Будь моим парнем на пять минут» «Россия 88»
На краю земли
Роман Куланин
«В диких условиях» (“Into the Wild”), 2007
Режиссёр и автор сценария: Шон Пенн
Композиторы: Майкл Брук, Эдди Веддер
В ролях: Эмиль Хирш, Марша Гэй Харден, Уильям Хёрт, Кэтрин Киннер, Винс Вон, Кристен Стюарт и другие.
Хорошо всем известный актер Шон Пенн метит кинематографический ландшафт как режиссёр уже довольно долгое время. Поначалу это были более чем интересные триллеры, потом с лёгким заездом на линчевскую территорию «Обещание», и теперь, наконец, «В диких условиях» так и не добравшийся до наших распрекрасных экранов. Между тем, четвёртая работа Пенна — кино в высшей степени интересное, о чем ненавязчиво намекают и высокие рейтинги, и букет почетных бронзулеток.
Поначалу кажется, что роуд-муви про выпускника престижного колледжа, который не захотел жить как все, будет чревато ещё одним упражнением в бытописании захолустной Америки. Но после изрядно надоевшего титра «основано на реальных событиях» становится как-то немного не по себе. Почти бесконечная — два с половиной часа — по меркам роуд-муви лента развивается с той же неумолимостью, что и пейзаж за окном, когда путешествуете поездом. В том смысле, что формальной логики здесь нет никакой, а конец заранее известен — остается лишь гадать о его деталях.
Нескончаемые красоты, которые сопровождают внутренние искания героя Эмиля Хирша, оказываются куда больше, чем метафорой. У Шона Пенна получилось сделать то, что удавалось, пожалуй, только Херцогу в лучшие годы — показать, как природа уничтожает человека, уменьшает его до размера частицы и стирает бесследно. Режиссёрскому чутью в этом помогают отличный актёрский состав, в том числе, ещё совсем зелёная Кристен Стюарт, и полное отсутствие авторского «я». Пенн не просто снимает фильм, а устраивает «Энимал плэнет», оказываясь в той реальности, где человек не очень-то и нужен. И, учитывая кассовые сборы и рейтинги, оказывается, реальность эта очень актуальна.
Каррент мьюзик
Роман Корнеев
«Меня там нет» (“I’m not There”), 2007
Режиссёр и сценарист: Тодд Хейнс
Композитор: Боб Дилан
В ролях: Кейт Бланшетт, Маркус Карл Франклин, Бен Уишоу, Кристиан Бэйл, Ричард Гир, Хит Леджер, Крис Кристофферсон, Джулианна Мур и другие.
Музбайопики составляют особую касту фильмов о «жизни замечательных людей», потому что лучшие из них описывают не конкретную историческую личность в обрамлении декораций своего времени, а живописуют целую эпоху, суть которой, что бы там ни думал Майкл Манн, не в аутентичных автомобилях или костюмах, а в том, что называется цайтгайст — дух времени. И держать планку этого сложнейшего из киножанров с годами становится всё труднее, на фоне «Рэя» и «Переступить черту» новичку следует совершить невозможное, наступив на горло собственной песне каждого из участников проекта, ныряя в съёмочный процесс, как в омут, с головой. Чтобы на площадке после команды «мотор!» не осталось ни личных амбиций, ни собственных «творческих планов», ни, упаси боже, мыслей о возможных «железяках».
Так и случилось со сложносочинённым, богатейшим на оттенки и ракурсы, многомерным проектом Тодда Хейнса. Актёры, расстающиеся со своими амплуа, режиссёр, отдающий за камерой власть не себе или сценарию, но главному герою — многоликому упрямцу Бобу Дилану, продолжающему своё движение от фолка к инди, от инди к року, от рока к кантри, от кантри к электронной музыке, от неё к джазу и далее везде. Деревенский паренёк, обтрёханный каэспэшник, рок-звезда, левак-бунтарь, деревенский пастор, завсегдатай калифорнийского бомонда, все эти несовместимые ипостаси одного человека перемешаны и спрессованы на экране в исполнении совершенно разных актёров (включая феерическую номинированную за свою роль на «Оскар» Кейт Бланшетт) до состояния монолитного многокрасочного полотна, от которого не можешь оторваться, продолжая и продолжая разглядывать его мельчайшие детали.
И всё два с четвертью часа за кадром продолжает играть волшебная музыка Боба Дилана, в кавер-версиях и оригинальная, со сцены и за кадром, те три десятка альбомов, что не вместит ни один фильм, но которые звучат уже в десятках саундтреков. Так оживает волшебство музыканта, которого там нет.
Этот фильм на GoldDisk.ru
Простая история
Гоша Берлинский
«Воспоминания неудачника» (“Flashbacks of a Fool”), 2008
Режиссёр и сценарист: Бэйли Уолш
В ролях: Эмиль Роберт, Дэниел Крэйг и другие.
Среди пустых фешенебельных домов да кокаина и небогатых, но уютных семейных очагов, среди лицемерных агентов с молодыми выскочками-режиссёрами и гламрока с первыми свиданиями, сексом и рыбалкой, на протяжении ныряний в море, чтений Берроуза, болезненных возвращений в прошлое пронзительно громко доносится бесконечная и печальная сентиментальность. Подобно той песне Roxy Music, что во второй раз здесь звучит с такой выразительной и щемящей ностальгией по дням ушедшим.
Удивительно прекрасная с виду и до душевного простая изнутри, не делающая акцентов на мелочах и одновременно из нее состоящая картина. Где нет никого солирующего, учитывая даже Крэйга, которому стоит лишь посмотреть, а смысл не скрывается за провокациями и глубокомысленными метафорами. Тут в прошлом — у берега моря есть место штормам, романтике и детскому смеху, а в настоящем — лишь сожалениям и не особо радостной туманности будущего. Донельзя искренее, это кино даже не о первых влюбленностях и умерших друзьях детства, и уж тем более не о блудливых женах и о том, какой раньше трава была зеленой. Оно о бесконечном бегстве от упущенных возможностей, от воспоминаний глупой юности, так кардинально изменивших всё, когда счастье было так близко.
Этот фильм на GoldDisk.ru
Далее в обзоре: «Ларс и настоящая девушка» «Будь моим парнем на пять минут» «Россия 88»