Такое впечатление, что на этот проект ссылают замаливать грехи перед кинематографическими божествами. Гэри Грей, выстреливший некогда «Ограблением по-итальянски», но потом снявший за четыре года лишь проходняк «Будь круче». Курт Виммер, некогда окончательно надорвавшийся на «Ультрафиолете» и потому ушедший с головой в криминальные сценарии. Джейми Фокс, сделавший очередной заход в высший дивизион драматических актёров, но получивший в ответ на «Солиста» лишь пшик. И только гордый Джерард Батлер, чёрной молнии подобный, традиционно отдыхает душой в понравившемся проекте, ибо вот уж ему давно можно просто туда ходить, сюда ходить, чтобы стоило потом на это всё идти в кино. Доказательств последнего утверждения мы только в этом году видели немало.
Законопослушный гражданин трейлеры
Фильм-идея, фильм-шанс для всех ранее проштрафившихся — вот что такое с самого начала скрывалось за тяжким названием «Законопослушный гражданин». И не то чтобы эта идея была так уж оригинальна (тема «страшной мсти» последнее время так же страшно популярна, особливо у граждан вроде Бессона-продюсера или создателей американских энергичных сериалов), но стоило появиться первому ролику, становилось понятно, как старались, вкладывая в каждый кадр личную энергетику, все участники проекта, и тот самый шанс — для зрителя, для режиссёра, для сценариста — тут же начинал призывно маячить на горизонте, дразня и подбадривая.
Вот вам уверенный в собственной правоте до состояния самовлюблённости помощник окружного прокурора. Вот вам явно непростой «законопослушный гражданин», который раз в жизни дал системе шанс, но система его подвела, потому молитесь, дездемоны. Вот вам парочка мелких урок, оказавшихся слишком не в то время в совсем уже не том месте, только слишком поздно об этом сообразивших. А вот она, Система, с большой буквы, которая и станет вместо Джейми Фокса при всей его самовлюблённости настоящей главной героиней, настоящим противником законопослушного гражданина.
Вот тут постепенно и назревает конфликт. Пока Батлер изливает на нас свои запасы харизмы и красуется в кадре, до дрожи в коленках у иных барышень, режиссёр отчаянно продолжает пихать в главгерои несчастного прокурора, да ещё и настойчиво навязывает нам его внутренний мир и прочие унылые будни. Пока Батлер одним движением брови решительно отметает любые подозрения в собственной неправоте, сценарист так же отчаянно пытается придумать для всего происходящего какую-никакую душеспасительную мораль, да так, чтобы она не показалась чересчур уж крамольной, мол, и систему-то не победишь, и невиновные пострадают, и сам вона как опростоволосишься. Пока Джейми Фокс на голубом глазу до последнего стоит в героической позе правдоборца и белоперчаточника, Система вокруг него откровенно сливает и лишь благодаря известному приёму с белым роялем в кустах вдруг оказывается на белом, но уже коне, пусть и совершенно одноногом.
В итоге мы получаем, что фильм мимо нас прошёл, профит всеми вроде получен, а статус-кво остался на месте. Идея — прекрасная, Батлер — прекрасен, Фокс — ни разу не главный герой, а сценарист и режиссёр хоть и старались изо всех сил, в итоге снова испортили всё, что могли, а ведь в середине фильма уже начинало казаться, что это физически невозможно.
Впрочем, простому зрителю на все эти тонкости и проблемы должно быть глубоко наплевать. Ибо не нужно быть Куртом Виммером, чтобы домыслить самому себе, как ты бы хотел закончить этот фильм, какой финал был бы логичен персонально для тебя. И уже после преспокойно наслаждаться историей мести, которая не сосредоточилась на случайных урках, вполне заслуживающих своей участи, но пошла дальше, нацелившись на Систему, которая, поди ж ты, у них тоже прогнила, хоть и в своём собственном ключе.