Отечественное кинопроизводство (особенно в докризисные времена) оказалось такое «производство», что «кино» из него куда-то почти выветрилось. Не научившись толком на этом самом кино зарабатывать, подюсерско-режиссёрская братия по «осветителей с прибором» включительно как-то слишком поспешно перестала им болеть. Нашли денег, собрались, поснимали, разбежались, профит. Отсюда безумная волна никому не нужного типа-коммерческого кинематографа прошлых лет, по двести наименований в год, большая часть которых не доходила даже до рисования постера, не то что до широкого экрана.
На игре трейлеры
Поэтому нынче даже радостно (если уместно употребить это слово), что большая часть этого трэш-порно тихо свернулась и попряталась. Ибо если не умеем работать и зарабатывать, то уж хотя бы, по старой кинокадровской присказке, любить кино всё-таки нужно. Потому что зритель, он чувствует. И реагирует не согласно логике, а согласно этим самым чувствам.
Вот когда смотришь очередной фильм Павла Санаева, вне зависимости от отношения к некинематографической части биографии режиссёра, тебя не оставляет ощущение, что автор кино любит, ему нравится снимать, погружаясь в будни кинопроцесса со всеми этими бесконечными переделками сценария и утрясаниями бюджета. К тому же — Санаеву явно ближе идея кинематографа как развлечения, не себя, но зрителя. Он старается сделать нам красиво, шоубиз и интертейнмент, именно он приводит зрителя в залы, а никак не высоколобые штудии с получасовыми планами без единого диалога.
А ещё Санаев не запирается в хрустальной башне, выцеживая оттуда через губу вышние откровения, он устраивает блоггерские показы, придумывает занятные промо-фишки, развлекаясь сам и развлекая-завлекая других. Аудитория это чувствует, и ещё до премьеры сеть была заполнена отзывами от сдержанно-одобрительного до восторженного, чему не помешал ни треклятый фокус с распилом фильма пополам, ни жанр «молодёжного боевика», ни общее наше сегодняшнее огульное отношение к отечественному кино в целом. Потому что, повторюсь, автор-режиссёр любит кино.
Однако потом на повестку дня выходят куда менее эфемерные реалии в виде конкретного кинопродукта, который, после угасания в зале света, уже вот таков, каков есть, его уже не перемонтируешь, не доснимешь, не перепишешь и не вынешь из зрительской головы.
Группа региональной молодёжи, с грехом пополам обучающейся на платных отделениях местных вузов, в свободное от учёбы время режется во всё подряд — в «контру», какие-то мутные приставочные гоночные симуляторы и «файтинги», почему-то сплошь игнорируя куда более актуальное нынче развлечение в виде расплодившихся «мморпг» или хотя бы классических «варика» и «старкрафта». Группа также ездит по таким же местным игровым турнирам и там аццки рулид, получая свои призовые «мама, я тридцать тысяч выиграл», на каковые деньги живут отдельно от родителей (не все), знакомятся с девками (по случаю), обустраивают семьи (внутри себя) и наконец шикуют в своё удовольствие уже на папины (отдельные личности, явно зашедшие из других фильмов Санаева).
Дальше местечковых побед над другими такими же нердами дело не доходит, но ЧСВ у парней (и одной девушки) и без того выше крыши, поэтому когда благодаря парочке сгоревших компов и одному «программному глюку» их виртуальные скилы оказываются востребованными в реальной действительности, нашим славным парням (и девушке) не приходит в голову ничего более умного, как взять в руки пейнтбольные ружья и пойти «мочить козлоу», удачно подвернувшихся благодаря специально приглашённой Агнии Дитковските (без Чадова, но c кузнецом тренером) и одному из наших чемпионов (по сюжету больше не нужному и потому при первой же возможности ушедшему в закат).
С «мочением козлоу» выходит незадача — на месте собственно «козлоу» возникает полсотни вооружённых наёмников, с каковыми нёмниками наши славные парни (без девушки) успешно разбираются, форменным образом поубивав. Именно ради этой сцены и стоило, собственно, сходить на фильм, если вы любитель той самой «контры». Ибо бодро, энергично и не без операторских изысков. Страшно подумать, что случилось бы, если бы главные герои играли всё-таки гнумами-варлоками. Впрочем, оставим этот сюжет Лукьяненко и Бекмамбетову, а сами потихоньку потянемся из зала. Потому что главная сцена закончилась, и настала пора появиться Вержбицкому с присными.
Братки, спецслужбисты, учёные-кипячёные, олигархи, стрингеры, наёмники, латиноамериканские большие дяди, дирижабль этот — такое впечатление, что сценаристы вознамерились собрать под крышей одного скрипта все штампы отечественного сериалостроения, приправив их зачем-то маскотом ЦПШ, к данному фильму, тем не менее, никакого отношения не имеющего.
Если в первой половине фильма любовь Павла Санаева к кино всё-таки перевешивала, а интрига ещё не была расшифрована, потому обогащалась воображением самого зрителя, то после накрытия бандитской хазы воображение как-то иссякло, в том числе у авторов. Все эти «допросы с пристрастием», подростковые диалоги про «игры в жизнь», немотивированные сиськи в кадре, а также грядущее «первое серьёзное дело» бравой гоп-компании на поверку оказываются ровно тем, чем всегда оказывается фильм, распиленный пополам — съёмочным «материалом», который забыли выбросить при монтаже.
Потому что на голубом глазу верить в терзания пятёрки недорослей, только что, не моргнув глазом, заваливших полсотни совершенно незнакомых им людей, но продолжающих после этого трепетно рассуждать про «тварь ли я дрожащая» — как-то не получается.
Не веришь ни в характеры (каковых почти и нет), ни в поступки (сопровождаемые жуткими по топорности диалогами), ни в коварные планы (по уши ушедшие в титр «все на просмотр картины второй»). Сама финальная перестрелка хоть и поставлена неплохо, тоже в итоге оставляет в недоумении («это ты во всём виноват!» — «да, признаю!» и спокойно уезжают с мигалкой в закат), а должна бы — интриговать. Согласитесь, есть разница.
«Параграф 78» оставлял ощущение «царь-трейлера», «Обитаемый остров» — споры вокруг улыбки Васи Степанова и «розового танка», что оставил после себя фильм «На игре часть первая»? Полторы энергичные сцены, сгоревшую «газель», кучу пропавших в никуда персонажей и Вержбицкого на дирижабле.
Кому-то, видимо, под впечатлением от общения с демократичным режиссёром на блоггерском показе, и этого хватило. Может, и среди обычных зрителей кому-то тоже хватит. Но говорю вам — если почувствовали в какой-то момент банальную скуку, выходите из зала, дальше будет только хуже. Потому что увы, кино — штука сложная, одной авторской любви для нормального кинопродукта бывает недостаточно, нужно огромное мастерство, харизма, драйв, адреналин, талант и везение. Иначе никак.
Впрочем, зрителю проще, ему действительно, достаточно найти в себе силы просто любить кино.
625 Прочтений • [На игре: На кине] [16.09.2012] [Комментариев: 0]