Саундтреки осени: "Сумерки: Новолуние", "Рождественская история" и другие
Осень — время подведения итогов, и итоги для большого кино неутешительны: всё чаще камерные, некоммерческие фильмы не только собирают под своей крышей самых талантливых творцов, но зачастую на два корпуса обходят блокбастеры в классе, раз за разом отодвигая громкие имена из чартов. В сегодняшнем обзоре лучших саундтреков прошедшего сезона лишь у одного фильма бюджет превышает несколько десятков миллионов долларов. Приступим, как обычно, в порядке выхода фильмов в российский прокат.
Минимализм — штука редкая, и в музыке, и в кино, и вообще. Потому что за нагромождениями и напыщенностью куда легче спрятать недостаток таланта, изобретательности, а то и обыкновенную авторскую лень. Тем радостнее, когда в совершенно камерных проектах вроде «Луны» Данкана Джонса каждый участник процесса выкладывается на все сто, совершая маленькое, а местами и большое чудо.
Композитор Клинт Манселл не всегда совершает подобные чудеса, его дорожка к напыщенному от собственной многозначительности «Фонтану» так и останется скорее эпигонством к собственному же знаковому для жанра «Реквиему по мечте». Однако команда «Луны», видимо, заразила композитора такими флюидами творческого начала, что на выходе получился предельно минималистический и одновременно предельно атмосферный альбом, на котором две-три мелодии тихим эмбиентом проходят через весь диск, сменяя эмоциональный фон от усталости и скуки до страха, переходящего в панику — в точности так, как это происходит с героем Сэма Рокуэлла на экране.
В конце концов наступает время дорожки “Sacrifice”, в которой квинтэссенцией соберётся воедино весь сюжет фильма, после чего только останется повторить “Welcome to Lunar Industries”, трёхлетний контракт закончен.
Оригинальная звуковая дорожка на Amazon.com
«Зомбиленд» Оригинальный саундтрек фильма
Музыка Дэвида Сарди
Режиссёр: Рубен Фляйшер
Если помните, три месяца назад в обзоре, посвящённом саундтреку сериала «Теория лжи», было высказано вполне оправданное недоумение по поводу отсутствия в альбоме оригинальной музыки. В данном случае — ситуация с точностью до наоборот. Однако недоумения не меньше: где вставные номера? Где альбом легионеров? Где «Металлика», Ван Халлен, где Рэй Паркер-младший и его гениальные "Ghostbusters"? В фильме — вот они, как живые... непорядок, одним словом. Что же нам, бедным, делать? Не иначе как опять тянуть из сети unofficial soundtrack, на скорую руку состряпанный умельцами-кустарями. За что же вы так с нами, господа создатели?
Выплеснув свой праведный гнев по поводу отсутствия гестстар-альбома, переходим непосредственно к оригинальному саундтреку... и с удивлением обнаруживаем, что саундтрека в привычном нам понятии, собственно, нет. И пусть вас не обманывает количество заявленных дорожек: альбом состоит из маленьких, очень маленьких, и совсем крошечных звуковых зарисовок. Ну как вам, например, номер Zombie Kill Of The Week, продолжительностью в 13 секунд? Дэвид Сарди, прекрасно осознавая, что с монстрами-легионерами (а уж тем более — с Моцартом) ему тягаться не по зубам, пошёл по беспроигрышному пути, разработав систему музыкальных связок-ниточек-цепочек между вставными номерами для придания нужной атмосферы. Получилось забавно и весело. И страшно там, где надо. Авторская музыка вшита в картинку намертво — не отдерёшь. Рассыпав щедрою рукою по хронометражу эти маленькие блестки, Сарди заставил слушателя воспринимать свою музыку как непосредственное продолжение или вариации на галерею специально включённых композиций. Ремесло? Может быть. Зато без претензий и бьёт точно в цель. Что, собственно, от автора и требовалось.
Замкнутое пространство триллера диктует свои законы в написании музыкального сопровождения. Постепенно нарастающий ужас требует особых звукоизобразительных средств. К сожалению, слушателю все они давно известны и используются по единожды заданному шаблону. Тем более сегодня, когда с помощью нажатия одной клавиши на синтезаторе стало возможным передать глубину космосферы, при помощи другой — показать полумрак бесконечных тоннелей, нажав третью — дать зрителю понять, что полчища монстров совсем близко. Многие ныне беззастенчиво этим пользуются, и после нескольких последовательных надавливаний на эти клавиши гордо объявляют себя композиторами. Похоже, что и Микл Бритш, до этого написавший звукоряд к невнятному «Дела 39», стал жертвой технического прогресса, напрочь отбивающего созидательный инстинкт.
Как сам фильм представляет собой баланс на грани жанров, так и саундтрек является коктейлем из атмосферно-параноидальных зарисовок с уклоном в сторону клаустрофобийной тематики. Стилей в альбоме набралась полная корзинка. Вот вам эмбиент и транс одной упряжке, и жёсткие ритм-секции техно, и тут же попутно левой ногой за минимализм зацепились. Но этот материал, являющийся замечательным фоном и дополнением к происходящему на экране, при отдельном прослушивании оказывается чем-то наподобие тумана: он тебя окружил и поглотил, а в руки его не взять, на слух одну дорожку от другой не отличить. Да, что-то происходит. Ты один в темноте. Что-то сейчас вынырнет из-за угла. Но это, собственно, и все впечатления от звукоряда. Атмосфера есть, но не более. А слушать музыку, созданную по принципу «то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя», на протяжении целого часа весьма утомительно. Одобрения заслуживает, пожалуй, только заключительный номер — Discovery. Вот это настоящая музыка финальных титров, звучный полнокровный микс, в котором представлено всё лучшее с предыдущих 18-ти дорожек.
Оригинальный саундтрек на Amazon.com
Далее в обзоре: «Сумерки. Сага. Новолуние» «Рождественская история» «500 дней лета»