Британское кино — это целый отдельный мир, уютно устроившийся под боком у Голливуда. Тут куются кадры для будущих оскароносцев, здесь, благодаря отсутствию языкового барьера, сформировались самые выгодные для артхаусников любого типа условия для доступа на широкие кинорынки (и главное — американский, в кои-то веки без продюсерского диктата), в конце концов это просто одна из самых больших мировых кинопрокатных ниш, доля национальных фильмов в которой законодательно ограничена, что превращает британское кино в огромную финансовую машину, работать в которой не зазорно и голливудским звёздам первой величины. Пятый выпуск нашей рубрики «Пропущенные фильмы», вослед осеннему обзору московской Недели британского кино, посвящён британским драмам — жанру особому, полному своей непередаваемой атмосферы и обладающему самобытным шармом.
Читайте в этом обзоре: «Цвет молодёжи» «Однажды» «Убийства в Оксфорде» «Залечь на дно в Брюгге» «Есть там кто-нибудь?» «Гарри Браун»
Не задушишь, не убьёшь
Роман Куланин
«Цвет молодёжи» (“Bright Young Things”), 2003
По роману Ивлина Во
Режиссёр и автор сценария: Стивен Фрай
В ролях: Саймон Макбёрни, Майкл Шин, Эмили Мортимер, Джеймс Макавой, Ник Бродбент, Питер О’Тул, Стивен Фрай
Пока всенародный любимец Хью Лори вот уже какой год корчит из себя доктора и пишет книжку про торговца пушками, его бывший коллега и, по совместительству, лучший друг Стивен Фрай окончательно превращается в британского Александра Сергеевича, охватывая все возможные фронты: от аудиоверсий «Гарри Поттера» до постановки собственных фильмов, точнее — на данный момент пока одного. Зато дошедшего до наших киноэкранов и волшебных кругляшков с опозданием всего-то в каких-то в шесть лет. Вот и подумаем — стоило ли ждать?
Сразу становится понятно, что «Цвет молодёжи» — одновременно несколько явлений в одном, это и режиссёрский дебют Фрая, и экранизация «Мерзкой плоти» Ивлина Во, и очередная сборная прекрасных британских актёров. Т.е., чтобы в итоге разочароваться, надо на дух не переносить все эти вещи вместе взятые, а это невероятно трудно — ведь фабула, доставшаяся от Во, про молодого писателя, который никак не может жениться, потому что нет денег, но с завидным постоянством посещает главные тусовки Лондона 30-х годов прошлого века, как положено классике — прекрасна.
Актёры, вышколенные в театрах, — один лучше другого, взять хотя бы Майкла Шина (тут вам и «Ундерворлд», и «Сумерки»), который играет жеманного гея, не говоря уже про тяжелую артиллерию в лице Бродбента и О’Тула. Кажется, что всё так прекрасно, особенно когда из акустики течёт нескончаемый поток джаза, что можно легко не заметить маленький изъян. А именно — Стивен Фрай оказался ровно настолько режиссёр, насколько им надо быть, чтобы не испортить любимую книжку, большего с «Цвета молодёжи» и не спросишь. Хотя, кому придёт в голову просить чего-то большего?
Портрет художника в юности
Надежда Заварова
«Однажды» (“Once”), 2006
Режиссёр и автор сценария: Джон Карни
Авторы песен и исполнители главных ролей: Глен Хансард, Маркета Ирглова
Когда в описании фильма есть слова «романтический» и «музыкальный», сразу становится ясно, почему он пользуется такой популярностью у публики, повсюду собирая призы зрительских симпатий. Но причина успеха «Однажды» вовсе не так очевидна. Ведь фильм не дарит традиционного для жанра и столь желанного для публики эскапизма: во время просмотра зритель не забывает о своих насущных проблемах. Фильм Джона Карни относится к той бесценной категории картин, которые не помогают человеку убежать от собственной жизни, а возвращают его к ней, заставляя почувствовать её вкус, ощутить её скоротечность и неповторимость.
Юность художника — бурное время надежд и сомнений, обещаний, данных самому себе, и планов на будущее. Каждый молодой художник говорит, что однажды он, записав песню, уедет искать счастья в Лондон; закончив картину, отправит её в знаменитую нью-йоркскую галерею; завершив многолетнюю работу над романом, отошлёт его влиятельному издателю. Юность художника заканчивается тогда, когда он приступает к реализации планов, начинает жить не светлым будущим, а непростым настоящим.
«Оскар» за лучшую песню фильма «Однажды» приравнивается к награде за главную роль: музыка занимает в сюжете фильма, в его драматургии, самое важное место. Это больше, чем мюзикл, потому что «музыкальные номера» не продолжают сюжет и не усиливают его драматизм — они и есть этот сюжет со всем его событийным и эмоциональным драматизмом. Актёры, режиссёр, оператор — все словно работают на втором плане, позволяя музыке солировать — и в судьбах персонажей, и в воображении зрителей. Если в классических мюзиклах персонажи поют, когда они счастливы, в фильме Карни они поют почти всегда — просто потому, что не могут иначе. Казалось бы, что может быть проще: сняли музыку и Дублин на видео, перевели на 35мм, получили «Оскар». Но как же трогательно и верно рассказана история о том, что самое ценное, что один человек может подарить другому — это вдохновение.
Фильм «Однажды» на Озоне
Арифметическое убийство
Олег Денежка
«Убийства в Оксфорде» (“Oxford Murders”), 2008
Режиссёр и автор сценария: Алекс де ла Иглесиаc
В ролях: Элайджа Вуд, Джон Хёрт, Леонор Уотлинг
Дано: очень много математики, сплошная логика и чисто английское убийство.
В общем, талантливый американский студент-математик Мартин едет в Оксфорд, одержимый идеей сделать руководителем своей дипломной работы легендарного философа Артура Селдома в исполнении Джона Хёрта. Однако вместо нудной учебы и кропотливой работы Мартин встречает в студенческом кампусе череду убийств. Последовательных, как ряд Фибоначчи, и изысканных, как золотое сечение. Если бы за дело взялся какой-нибудь грязный Гарри или крепкий орешек, то он бы себе это дело и расследовал. С помощью «сорок пятого» и какой-то матери. А Мартин — загадки решает. Как положено математику.
Что и напрягает. Псевдофилософия. Что есть истина? Да как бы ничто. А она существует? Да как бы нет. А герой верит в число «пи». Да и хрен с ним — любовь не логарифмируется. Всё так. Всё очень похоже на правду. И на неокрепшие умы производит впечатление. Однако ни к математике, ни к логике, ни к философии это не имеет ни малейшего отношения.
А вот к детективу — очень даже.
И сама по себе идея довести детектив до математического абсурда не так плоха. В сущности, именно это и делал Конан Дойл, пытаясь втиснуть все человеческие страсти и глупости в рамки дедукции. В итоге наблюдать за детективными кружевами в фильме вовсе не скучно. И развязка будет неожиданной. Но тут дело какое, вы любите брать интегралы? Посмотрите фильм Алекса де ла Иглесиаса. Вам понравится.
Читайте далее: «Залечь на дно в Брюгге» «Есть там кто-нибудь?» «Гарри Браун»