Завершилась целая эпоха в кино — «жирные нулевые». Как далеко мы ушли за прошедшие годы от «гремящих девяностых» до «кризисных десятых», какие жанры родились, а какие умерли за прошедшее десятилетие, кто стал новым лицом кинематографа, а кто, наоборот, утратил былую популярность. История мирового и отечественного кинематографа в именах и названиях, часть первая посвящёна годам, когда ещё толком не было российского проката, да и Кинокадр ещё не был создан.
2000
Далёкий уже двухтысячный, последний год уходящего тысячелетия, начинался в российском прокате мирно и спокойно. «Красоте по-американски», получившей в начале года «Оскара» за лучший фильм, ещё предстояло несколько лет провисеть на афише «Киноцентра на Красной Пресне», тогда ещё не изгнавшего многострадальный «Музей кино», уже вполне сформировавшийся рунет гудел, обсуждая только что запираченную «Матрицу», а между тем подспудно уже возникал будущий предмет борьбы голливудских мейджоров и отечественных продюсеров — российская кинокасса, которая составила по итогам года революционные $35 млн. Впрочем, российским фильмам по-прежнему светили хоть какие-то деньги лишь на тэвэ.
Тем не менее, именно в этом году вышел первый в полноценном смысле этого слова российский коммерческий проект «Брат 2» (миллион сборов), дальнейшая же история режиссёра Балабанова и продюсера Сельянова во многом будет повторять все страсти вокруг становления нашего кинобиза, слезшего, наконец, с телевизионной иглы (тем не менее, например Рогожкин покуда продолжает снимать свои «Особенности» именно для телевидения). В тот же год вышла первая отечественная «комедия нового типа» «ДМБ» (в дальнейшем намечавшийся франчайз не удался, телевизионные сиквелы были унылы), одновременно выход рязановского фильма «Старые клячи» окончательно закрыл тему «старого кино».
За океаном же кипит жизнь. 2000 год становится годом повторного рождения жанра эпиков — блокбастер Ридли Скотта «Гладиатор» с Расселом Кроу делает последнего суперзвездой, и обеспечивает обоих совместными планами на десятилетие вперёд. Жанру же предстоит тяжёлая история под ручку со Скоттом и не только, разве что в итоге классический эпик преобразится до неузнаваемости благодаря всё более слабым сборам и фильму «300 спартанцев».
Среди прочих высокобюджетников «Идеальный шторм» по-прежнему неумело пытается изобразить из Джорджа Клуни звезду блокбастера, но Коэны в своём «О где же ты, брат?» уже отыскали ему нужное амплуа крутого обаяшки (три года спустя у них будет ещё один совместный проект — «Невыносимая жестокость»).
В режиссёрком стане с переменным успехом продвигается карьера будущих столпов. Британец-артхаусник Дэнни Бойл совершает свою первую попытку штурма голливудских высот. Видовой триллер «Пляж» с по-прежнему считающимся в народе «звездой Титаника» Леонардо ди Каприо особой популярностью не пользуется, хотя обретает своих ценителей.
Другой новичок высшей лиги Стивен Содерберг берётся за модную тему наркодилеров и выпускает криминальную драму «Трафик» с Бенисио дель Торо, итог — коммерческий и зрительский успех, четыре «Оскара», включая лучшую режиссуру, сценарий и лучшую роль второго плана для дель Торо. Наконец Кристофер Нолан снимает культовую в киноманской среде картину «Мементо», не получившую ни одно значимой статуэтки, зато занимающую сейчас 26 строчку в рейтинге IMDb. До перезапуска бэтманианы остаётся целых пять лет.
Фантастический блокбастер «Шестой день» своим провалом фактически завершает карьеру Арнольда Шварценеггера, успешным же оказываются кинокомикс новой формации, пришедший вослед умершему франчайзу про Бэтмена: «Люди-Икс» послужили началом моде на по-настоящему массированные спецэффекты, а также дали нам имена Хью Джекмана, Холли Берри и Йена Маккелена в качестве суперзвёзд (оправдали доверие — лишь двое из них), а также представили режиссёра Брайана Сингера в качестве первого настоящего долгоиграющего блокбастеростроителя нового типа (из братьев Вачовски таких не вышло по независящим от них причинам).
А вот жанр шпионского боевика уже нащупывает своё будущее — выход второй части «Миссии: Невыполнимой» пока лишь открывает дорогу другим франчайзам (хотя будет и третья часть), одновременно эпоха не только «боевиков девяностых», но и затяжной бондианы уже стремительно уходит.
Прорыв в новое тысячелетие отмечают комедии — «Знакомство с родителями» знаменует грядущий успех Бена Стиллера и Ко, а также в целом комедий рейтинга R (ранее таковые ограничивались поджанром пародий, хотя, да, чуть ранее были ещё «Американский пирог» и «Анализируй это» — 1999), а также в числе «пародий для взрослых подростков» появляется вослед окончательной смерти франчайза «Крик» такое знаковое кино как «Очень страшное кино» братьев Уэйансов. «Негритянская пародия» с переменным успехом просуществует до конца двухтысячных, породив и признанные шедевры вроде «Не грози южному централу», и окончательный шлак вроде «Киносвидания».
С участием одного из братьев — Марлона — по счастливому совпадению выйдет ещё один знаковый фильм 2000 года: «Реквием по мечте» Даррена Аронофски. Вместе с Дэнни Бойлом и его более ранним «На игле» этот фильм войдёт в золотой фонд мировой киноклассики, а заодно обеспечит режиссёру схожую судьбу «коммерческого артхаусника» со своими взлётами и провалами. Ещё одно околоартхаусное явление года — «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, который впервые поставил камеру на штатив (во время песен Бьёрк) и тем самым тут же оказался понятен более чем трём зрителям, навеки став в мире главным по наступанию на любимые мозоли, все «нулевые» так и пройдут под флагом его разнообразных штудий.
Параллельно жанр психологического ужастика продолжает разрабатывать хитрый индус М. Найт Шьямалан, заработавший себе имя фильмом «Шестое чувство». Теперь настало время своеобразного издевательского культурологического комикс-исследования «Неуязвимый», далее в 2002 году выйдут «Знаки» (про инопланетян и кукурузу). Шьямалан на протяжении двухтысячных так и будет снимать фильм за фильмом, неспешно теряя рейтинги, сборы и популярность, пока в итоге не возьмётся снимать полнометражную анимэ-экранизацию про Аанга, «Последнего мага воздуха». Впрочем, мы ещё вернёмся к этому режиссёру в других выпусках нашего обзора.
В Туманном Альбионе выходит в прокат второй из классических фильмов Гая Ритчи «Большой куш» — теперь с Брэдом Питтом в роли специально приглашённой звезды, на волне успеха Ритчи прочат славу в Голливуде, но он женится на Мадонне, снимает c ней унылый фильм «Унесённые», и лишь потом начинает потихоньку реабилитироваться и даже уедет в Голливуд.
Ну и наконец в жанровом кино успешно стартует первый хоррор-франчайз двухтысячных «Пункт назначения» (всего будет 4 части, включая триде, о котором в 2000ом никто и не думал, на чём лавочку и закроют под рекордные сборы), а также выходит в широкий мировой прокат первый китайский эпик за авторством будущего горбатостроителя Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».
По итогам же года «Оскара» за лучший фильм получил «Гладиатор» (всего 5 статуэток).
1745 Прочтений • [Двухтысячные годы кино: выпуск первый, 2000-2002] [16.09.2012] [Комментариев: 0]