Оскаровские драмы, как мы уже рассказывали, нередко у нас вообще не выходят, или выходят уже после «Оскара», наконец, в качестве нечастого исключения, выходят заранее, но таким смешным тиражом, что проще дождаться их выхода на видео. Этот год — не исключение, потому мы воспользовались нашей рубрикой «Пропущенные фильмы» в качестве площадки для дискуссии, каковы они, основные оскаровские номинанты этого года, а заодно приведём список уже вышедших ранее рецензий номинантов этого года, дабы придать нашей ретроспективе завершённость. А уже в понедельник утром мы подробно расскажем, что в этом году из всего описанного вышло.
Читайте в этом обзоре: «Повелитель бури» «Слепая зона» «Тужься» «Безумное сердце» «Непокорённый» «Посланник»
Другие номинанты:
«Аватар»
«Район 9»
«Воспитание чувств»
«Бесславные ублюдки»
«Серьёзный человек»
«Вверх»
«Мне бы в небо»
«Милые кости»
«Белая лента»
«Воображариум доктора Парнаса»
«Шерлок Холмс»
«Трансформеры 2»
«Пророк»
«Звёздный путь»
А ну как подвзорвётся
Роман Корнеев
«Повелитель бури» (“Hurt Locker”), 2008
Режиссёр: Кэтрин Бигелоу
Сценарий: Марк Боул
Оператор: Барри Экройд
Композиторы: Марко Бельтрами, Бак Сандерс
В ролях: Джереми Раннер, Энтони Мэки, Брайан Джерарти, Ральф Файнс, Дэвид Морс
Номинации: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший оригинальный сценарий, лучшая главная мужская роль, лучший оператор, лучшая музыка, лучший монтаж, лучшая работа звукорежиссёра, лучший монтаж звуковых эффектов
Призы: «Бафта» за лучший фильм, режиссуру, оригинальный сценарий, монтаж, звукорежиссуру, приз гильдии режиссёров, сценаристов, продюсеров, 5 второстепенных «Пальмовых ветвей» Канн
Серые во всех смыслах этого слова будни камерного мирка военных сапёров, отсчитывающих дни года до очередной «ротации личного состава». Каждый день они садятся в осточертевший «хаммер» цвета серой иракской пустыни и отправляются на вызов, где их ждёт очередная самодельная бомба, собранная из двух проводов и батарейки «крона». Или заминированный автомобиль с дистанционным взрывателем. Или знакомый иракский пацан, вчера торговавший порнухой по пять долларов, а сегодня превращённый в уже совсем не живую бомбу.
Главное, что подкупает в этом фильме, — это нарочитый отказ режиссёра от новомодной репортажной манеры съёмки и монтажа. Тут нет трясущихся камер, а монтажёр и звукорежиссёр не просто так просиживали штаны. Это именно кино, но кино, ловко оживляемое на экране при помощи, казалось, окончательно утерянных классических приёмов. Таких как актёрская игра, таких как сценарий, таких как реализм вымысла, не пытающегося спрятаться за ширмой титра «основано на реальных событиях».
Это та самая, завещанная классиками ожившая картинка, и зритель, у кого не зашевелятся волосы во время первого взрыва, которому фильм и обязан такой кучей номинаций и призов, зря вообще ходит в кино. Человек в громоздком защитном костюме бежит на камеру, а его настигает ударная волна. Простая, не замусоренная ничем, чистейшая картина обречённой борьбы за жизнь. Об этом же и весь остальной фильм. Простые вояки, потенциальные самоубийцы, военные психологи, адреналиновые наркоманы, наёмники, террористы и обыватели — на одной застывшей, но движущейся картинке.
Доброта по-американски
Надежда Заварова
«Слепая зона» («Теневая сторона», “Blind Side”), 2009
По документальному роману Майкла Льюиса
Режиссёр и автор сценария: Джон Ли Хэнкок
В ролях: Сандра Буллок, Тим Макгро, Кинтон Аарон
Номинации: лучший фильм, лучшая женская роль
Призы: «Золотой глобус» за лучшую драматическую женскую роль
Хижина дяди Тома давно перестроена. Теперь это дорогой пентхаус с видом на «Оскар». Никто уже и не помнит рецепт маисовых лепёшек тётушки Хлои, зато каждый готов поделиться с бездомным афроспортсменом индейкой в День благодарения. Сегодня только Клинт Иствуд позволяет себе расстрелять в упор любой намёк на политкорректность. А Джон Ли Хэнкок увяз в трясине толерантности, бликующей под солнцем человеколюбия.
Американский зритель всегда обманываться рад, особенно, когда «всё так и было», и Ли Энн Туи — не вымышленный персонаж, а Сандру Буллок перекрасили в блондинку не для того, чтобы насолить актрисе, а ради портретного сходства с великодушной леди с большим кошельком и ещё большим сердцем.
Получился перевёртыш американской мечты: Золушка не высаживает розовые кусты, не боится прихода полуночи и вообще живёт с уверенностью, что «сами предложат и сами всё дадут». А ещё американский обыватель в глубине души сводит всю свою политкорректность к тому, что не заставляет сограждан собирать хлопок, и относится к ним, как добрый плантатор: кормит, не обижает да на улицу не выбрасывает. Американцы, подобно детям, хотят шалить, но так, чтобы их не наказывали, поэтому для них столь сладостна любая киноиллюзия: герои фильма ведут себя так, словно южане не проиграли гражданскую войну, и теперь спокойно можно делиться богатством со всеми перспективными афроспортсменами, заботиться о них, не опасаясь обвинений ни в пристрастии к неграм, ни в расовой сегрегации.
Никто не сомневается в том, что юношеский спорт — лучшая инвестиция, что любому ребёнку нужна любящая семья, а Буллок — хорошая актриса. Но если киноакадемики, вдруг возомнив себя «гуманными людьми», назовут эту слабую картину лучшим фильмом года, то в благодарственной речи стоит процитировать классику: «Радуясь свободе, не забывайте, какому прекрасному человеку вы обязаны ею, и отплатите за это добром его жене и детям… Цените же свою свободу и постарайтесь быть такими же честными и верными, каким был наш дядя Том».
Пей «ягу», рожай няку
Роман Корнеев
«Тужься» (“Precious: Based on the Novel Push by Sapphire”), 2009
По роману Сапфир
Режиссёр: Ли Дэниелс
Сценарий: Джеффри Флетчер
В ролях: Гэбори Сидиб, Моник, Пола Паттон, Мэрайя Керри
Номинации: лучший фильм, лучшая режиссура, лучший адаптированный сценарий, лучшие женские роли первого и второго планов, лучший монтаж
Призы: «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана, приз жюри «Санденса»
Один пересказ сюжета гражданки Сапфир, занимающий пару строчек, способен заставить рыдать скалу и запросто рассмешить кинокритика. Потому что если существует на свете история, более приближенная к абсолютному идеалу «одноногой собачки», то про неё ещё точно не сняли кино. Гражданка Сапфир, которой, видимо, тоже тяжело было жить в чёрном квартале, совершила литературный подвиг, затмивший знаменитое кунание в сортир имени «Миллионера из трущоб».
И на этом фоне Ли Дэниелсу ничего не оставалось, как попытаться найти в этой чернушной беспросветности «жестокого американского общества, где всё для белых, а для нас лишь пособие» хоть какие-то светлые стороны, ибо иной афроамериканец после сеансу мог и за ружьём сходить, бесмыссленный и беспощадный. И Ли Дэниелс старается.
Привносит элементы мюзикла в видениях, стэндап-комедии в разговорах с матерью, форресткампа в школьные эпизоды, наконец, не перегибая палку в сцене с изнасилованием и в конце концов добавив изрядно чёрного (во всех смыслах) юмора в виде кидания в голову утюгов и сковородок.
И у него почти получилось. В том смысле, что большую часть хронометража мисс Прешос вовсе не выглядит такой уж собачкой. Ну беременная, ну неграмотная, ну бессловесная. Но не такая уж несчастная и точно не похожая на голодающую и всеми брошенную. В иных сценах вокруг неё носится по три соцработника и один миловидный медбрат. Но, жанр всё-таки берёт своё — в финале, пофиг мороз, рыдают все, включая последнего «а ю факин профешонал» осветителя. Киноакадемики, как видим, тоже.
Оскаровские драмы, как мы уже рассказывали, нередко у нас вообще не выходят, или выходят уже после «Оскара», наконец, в качестве нечастого исключения, выходят заранее, но таким смешным тиражом, что проще дождаться их выхода на видео. Этот год — не исключение, потому мы воспользовались нашей рубрикой «Пропущенные фильмы» в качестве площадки для дискуссии, каковы они, основные оскаровские номинанты этого года, а заодно приведём список уже вышедших ранее рецензий номинантов этого года, дабы придать нашей ретроспективе завершённость. А уже в понедельник утром мы подробно расскажем, что в этом году из всего описанного вышло.
Далее в обзоре: «Безумное сердце» «Непокорённый» «Посланник»