Продолжаем исследовать ретроспективу кино двухтысячных, точки роста и тупиковые ветви, возникновение новых имён, возрождение, триумф и провал отечественного кино, «кризис римейков» голливудского. Часть вторая посвящена середине прошедшего десятилетия, для сравнения в конце каждого года будет дана ссылка на соответствующий обзор фильмов года, опубликованный нами в то время.
См. ранее: 2000, 2001, 2002
2003
Отечественный прокат продолжает ставить рекорды роста — в 2003 году валовая касса российского проката почти достигла двухсот миллионов, суммы, ещё недавно казавшейся фантастической. Наше кино на этом фоне по-прежнему остаётся изгоем, собирающим в сумме жалкие 5% от этой цифры.
Почти половина этих сборов досталась последнему блокбастеру «первой волны» — криминальная история Петра Буслова «Бумер» балансирует на грани между стилистикой «лихих девяностых» и откровенным артхаусом. Впоследствии состоявшаяся попытка вернуть пару Вдовиченков-Мерзликин на экраны была вполне успешной, но заодно показала, что время этой манеры уже безвозвратно ушло, а режиссёр Буслов с тех пор ничего полнометражного так и не снял.
В коммерческом кино в 2003 году была нащупана некогда наметившаяся в «ДМБ», но так до конца не оформившаяся когорта молодёжных трэш-комедий. Вышедший в прокат фильм Руслана Бальтцера «Даже не думай!» впоследствии будет неоднократно реплицирован в различных вариантах, окончательно выкристаллизовавшись в «Ненасытных» того же автора, а заодно подарив нам такие типажи, как Пётр Фёдоров и Артём Ткаченко.
Артхаусный кинематограф неожиданно громко заявил о себе в виде сериала. Владимир Бортко, завязав с «Бандитским Петербургом», взялся за тяжеловесную почти театральную постановку «Идиота», показ которого внезапно произвёл фурор на фоне общего телевизионного расслабона. Если вспомнить ещё вышедший годом ранее сериал «Азазель», эти два события породили целую серию не менее статусных и явно убыточных для производителей проектов, в том числе самого Бортко, которые даже после окончательного возрождения отечественного прокатного кинопроизводства не прекратились — два главных телеканала страны по-прежнему готовы платить за статус. Не все эти проекты были успешными, но широта телеаудитории автоматически делала каждый из них заметным событием.
Традиционное же арт-кино фестивального плана в 2003 году отметилось такими фамилиями, как Мельников («Бедный, бедный Павел»), Попогребский и Хлебников («Коктебель»), Абдрашитов («Магнитные бури»). Но самое главное — выходит в свет «Возвращение» дебютанта Андрея Звягинцева, победившее на юбилейном 60-м Венецианском кинофестивале. Звягинцева тут же возносят на пьедестал нашего нового всего, следуют номинации на «Золотой глобус» и «Сезар», а вот на «Оскар» номинации не последовало (победа, кстати, анекдотично досталась вполне англоязычному, причём канадскому, «Нашествию варваров», вызвав недоумение кинокритиков, что, наряду с другими проколами такого же рода, и послужило в итоге причиной для смены правил номинирования в категории «Лучший иностраный фильм»). Сборы фильма в России составили аж полмиллиона долларов.
Позже, в 2007 году второй фильм Звягинцева «Изгнание» побывал в программе Канн, но приз получил лишь актёр Константин Лавроненко.
Голливудское кино продолжает переживать завершающийся бум фантастических блокбастеров.
Так вослед за видеоальманахом «Аниматрица» с перерывом в полгода дуплетом выходят «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» братьев Вачовски. Два фильма при суммарном бюджете $300 млн собрали по миру $1,17 млрд, однако само изобретение «попила фильма пополам» сослужило братьям дурную службу, как и всем после них — в том числе нашим, так сказать, последователям.
Вачовски разругались с киноакадемией и так сильно подпортили культовому франчайзу реноме, что до сих пор разговоры о возможном продолжении ведутся только шёпотом или вслух, но зато матом. Впрочем, настоящим фанатам всё равно, и все три части ценятся ими на равных.
Одновременно с выходом «Часа расплаты» завершается голливудская карьера названного учителя братьев — Джона Ву. Фильм проваливается в прокате, погребая под собой заодно и карьеру Бена Аффлека (больше он не будет сниматься в боевиках вообще). Сам же Джон уезжает на родину снимать исторический боевик «Битва у Красной скалы». Его соотечественник Энг Ли также фактически обеспечивает себе конец голливудской карьеры совершенно бездарной постановкой «Халка», но тут история менее печальная — карьеру Эрика Баны спасёт «Троя», а самого Энга Ли — «Горбатая гора». Самому изуродованному франчайзу понадобится ещё 5 лет на реанимацию и новомодное слово «перезапуск», а Энгу Ли большие бюджеты покуда так и не достаются.
Самый же громкий провал года — долгожданная реинкарнация франчайза «Терминатор 3». Не совсем удачный выбор режиссёра, приведший фанатов в ярость финальный твист, а также откровенный мискастинг — итого при успешном мировом прокате (в российском прокате фильм долгое время был абсолютным лидером, его обогнал только «Ночной Дозор») американские подростки не позволили полуторасотмиллионному фильму окупиться, потом была смена владельцев прав на франчайз, ещё одна попытка в 2009 году, уже куда более удачная, но также неуспешная финансово, что повлекло за собой новую перепродажу.
Впрочем, одними неудачами дело не ограничивается. Успех ждёт «Людей-икс 2», давая зелёный свет дальнейшему развитию франчайза, а режиссёр Брайан Сингер отправится на съёмочную площадку «Возвращения Супермена». Итог — провал и попытка реабилитироваться уже не комиксовым проектом «Операция «Валькирия».
Ещё два успешных околофантастических проекта 2003 года: «Брюс всемогущий» (самый кассовый фильм в карьере Джима Керри) и «Крупная рыба» (среди фанатов творчества Тима Бёртона фильм обычно входит в тройку лучших).
Подзатёртую «Блэйдом» тему комиксовых вампиров подхватывает первая часть цикла «Другой мир» — будет два продолжения, но раз от раза успех будет всё меньше.
Наконец нередкий случай «прокатной рифмы» сталкивает нос к носу фантастический аттракцион «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» и насупленный морской эпик «Хозяин морей». Побеждает аттракцион, и в общем-то правильно, как мы понимаем из нашего далёкого будущего.
Настоящим же триумфатором завершает год «Властелин Колец: Возвращение Короля» — $1,12 млрд сборов по миру, четырёх с половиной часовая режиссёрская версия и всенародная любовь фанатов. Тогда казалось, что начало съёмок «Хоббита» уже завтра-послезавтра. Но, как мы знаем, звёзды легли иначе — если повезёт, они начнутся только во второй половине 2010 года, да и ПиДжей будет лишь продюсером.
А что же нефантастические проекты?
Давят числом артхаусники — Ларс фон Триер начинает воплощать свою «американскую трилогию» — «Догвилль» шокирует публику начерченными на полу декорациями и финальным «всех расстрелять, город сжечь». Сцена изнасилования так напугала Николь Кидман, что для второй части пришлось искать другую актрису, а третья часть окончательно повисла в воздухе.
Гремит среди фанатов китановское «Затойчи». Но ещё более гремит похожий стилистически тарантиновский первый «Килл Билл». Оба фильма переполнены цитатами из классики, но только во втором есть жёлтые треники Умы Турман, режиссёр и актриса взлетают на поистине невиданные доселе высоты киноманского почитания. Тарантино там с тех пор и задержится, а вот Турман пойдёт по унылым мелодрамам и задел напрочь растеряет. «Убить Билла» тем временем вместе с братом-близнецом прочно войдут в пантеон лучших фильмов всех времён.
В этом же году дебютирует трэшачник и музыкант Роб Зомби — «Дом тысячи трупов» с продолжением крепко приложит общественность обухом по голове, но потом будут лишь неоднократные римейки карпентеровского «Хэллоуина», увы-увы. В 2003 году также выходит римейк «Техасской резни бензопилой», успех которого предопределил появление такого знакового для двухтысячных франчайза, как «Пила», и вообще расцвет всего жанра расчленёнка-триллеров.
Реалистический коммерческий кинематограф из наиболее значимых представляет на зрительский суд такие проекты, как «Реальная любовь» (уже в 2009 году Ричард Кёртис вернётся в режиссёрское кресло на не менее культовом фильме «Рок-волна», британские комедии в целом тоже со сцены не сойдут), «Ограбление по-итальянски» (тема «грабим» вообще будет популярна все двухтысячные, а вот режиссёр Гэри Грэй в 2009 году завалит имеющего все шансы «Законопослушного гражданина» идиотским финалом), «Плохой Санта» (бэдэсс-муви вообще обычно везёт на признание, впрочем, режиссёр-артхаусник Терри Цвигофф в комедиях не задержится).
Отдельной строкой тут станет «Последний самурай», открывающий моду на большие костюмные драмы о «бремени белого человека». Голливуд двинулся навстречу азиатскому кино, пока то двинулось в Лос-Анджелес.
Между тем, в компьютерной анимации окончательно установится лидерство «Пиксара», которому отныне практически гарантирован «Оскар» в соответствующей номинации, ведь с выходом «В поисках Немо» «Дримворкс» может уже не беспокоиться и слушать свою песню «Валенки». Мультфильм производит фурор, но не своими техническими характеристиками (которые, тем не менее, на высоте), а невероятным обаянием персонажей, богатством истории и тонким чутьём авторов к деталям — всем тем, чем отныне могут на полных основаниях похвастаться только в одной из многочисленных мульстудий-мэйджоров.
Ну и наконец наступает черёд арт-драм года: «21 грамм» (Иньярриту позже снимет ещё более пафосный «Вавилон»), «Дом из песка и тумана» (тема столкновения культур будет позже поддержана оскароносным «Столкновением»), «Монстр» (хочешь «Оскар» — изуродуй себя, это отсюда), «Слон» (Майкл Мур отныне не одинок в теме стрельбы по одноклассникам), «Таинственная река» (вот оно, настоящее зарождение жанра «оскаровской драмы»), «Трудности перевода» (София Коппола удачно стартовала, потом промахнувшись с «Марией-Антуанеттой», а вот Скарлет Йоханссон успешно ушла к Вуди Аллену) и наконец «Холодная гора» (опять же, мода на слезоточивые околовоенные драмы — она родом отсюда).
В итоге же 11 статуэток второй раз в истории достаются одному фильму — «Властелину Колец», лишь жалкие хрохи уходят «Таинственной реке».
В конце концов, в декабре 2003 года запускается «Кинокадр», событие для мирового кино незначительное, но для нас — ключевое.
Обзор года того времени
1421 Прочтений • [Двухтысячные годы кино: выпуск второй, 2003-2005] [16.09.2012] [Комментариев: 0]