Подходим к логическому финалу нашего исследования завершившейся эпохи кинематографа — кино двухтысячных. Разочарование «нашем нового кино», расцвет инди-муви и героических камбэков, забастовка американских сценаристов на фоне обещающего вот-вот начаться мирового кризиса. Третья, заключительная часть вплотную подводит нас к современности.
См. ранее: 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005
2006
Впервые с начала «нулевых» годовая касса российских фильмов почти не выросла, в то время как валовые сборы отечественного проката впервые в истории превысили 400 миллионов. Причиной тому послужил не какой-то явный негатив против продуктов отечественного кинопрома, до этого ещё далеко, а скорее ею стала неготовность российских продюсеров к внезапно свалившимся на них славе и деньгам, проекты запускаются один за одним, но показывать прямо здесь и сейчас — нечего, готовый же кинопродукт в массе оказывается слишком скороспелым.
Впрочем, начинается год ударно — «Дневной Дозор» выпускается под Новый год, порождая новый жанр оливье-блокбастера и ставя новый рекорд сборов. Однако несмотря на грандиозные планы по дальнейшему развитию франчайза (в том числе международные), уже тогда было понятно — это тупик. В итоге режиссёр Бекмамбетов уедет снимать Анжелину Джоли, писатель Лукьяненко — пожинать возросшие гонорары, но и только.
Последовавший через год тоже высокобюджетный «Волкодав» не окупится, а «первый отечественный кинокомикс» по имени «Меченосец» станет первым совершенно разгромным провалом первой волны отечественных блокбастеров.
Совершённая на этой же волне (плюс удачный фон в виде успеха полнометражек «Мельницы», в 2006 году вышла вторая часть франчайза «Добрыня Никитич и Змей-горыныч») попытка поднять патриотическую тематику в большой анимации также закончилась ничем — «Князь Владимир» остался убыточен.
Далее следует усилие вернуть к жизни некогда открывавший десятилетие «Бумер» — выпускается «Фильм второй», собирает неплохие отзывы, но в целом проходит мимо широкой публики, хотя был нацелен в первую очередь на неё. Из жанрового кино можно ещё вспомнить «Перегон», «Жесть», «Охоту на пиранью», «Обратный отсчёт», «Гадкие лебеди» и «Ненасытных». При разности жанров (историческая драма, триллер, два стёбных боевика, артхаусная фантастика и подростковая трэш-комедия) и при различиях в их художественной ценности у них общий момент — сам факт их существования проходит мимо широкой общественности, а ведь ещё недавно каждый выходящий российский проект становился событием, например, год назад все дружно возмущались «Побегом» анфан-терибля «нашего нового кино» Егора Кончаловского, а теперь фильмами не возмущаются, их просто не замечают, зачастую — ужасно несправедливо. Но настал момент, когда фильм мало снять, его надо уметь продать зрителю, а это пока умеет только Константин Эрнст.
Впрочем, скандал как средство для помоушена уже взят на вооружение. С выходом «Сволочей» начинается первый настоящий холивар в интернете и не только. Было или не было, взаимные обвинения во всех смертных грехах, бросания статуэток со сцены, в общем, жизнь кипит.
Другой успешный ход был рождён внезапным кассовым успехом совершенно камерного проекта «Питер FM» — мода на «питерский гламур» продержится в продюсерских головах почти до наших дней. Если же взять такую вот глянцевую манеру, прибывать к ней тонну «модных» актёров, то получится… правильно, «Жара», успешная финансово и снятая почти без сценария. Ну, что ж, на этом всё не закончится.
Артхаусное же кино берёт паузу на передышку — все силы брошены на освоение бюджетов. Выпускается в прокат «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова по пьесе братьев Пресняковых: фраза «российское кино в жопе» навсегда станет символом «нашего нового кинематографа». Единственный прорыв года — «Остров» Павла Лунгина. В кои-то веки обычный зритель идёт на серьёзную драму, её показывают в прайм-тайм с немыслимыми рейтингами, фильм обсуждают, о нём просто знают. Но прокатчики совершенно не сумели воспользоваться шальной популярностью, месяц подряд в нескольких залах аншлаги, но напечатать ещё копий никому в голову не приходит.
А что же за океаном? Касса начинает выбираться из ямы неудачного 2005 года, однако список провалов прошлого сезона ещё отнюдь не дописан. Попытка всё-таки оживить жанр классического боевика «16 кварталов» продолжает закапывать карьеру Брюса Уиллиса. «Возвращение Супермена» надолго отвадит мэйджоров давать Брайану Сингеру денег на высокобюджетные проекты (сборы не покрыли и половины трёхсотмиллионных расходов, а вот отданный на откуп другим франчайз «Люди-Икс» продолжает себе процветать). «Девушка из воды» М. Найт Шьямалана своим провалом как бы намекает, что пора хитрому индусу заняться каким-нибудь другим жанром, например, анимэ. «Кровавый алмаз» фактически заканчивает карьеру Эдварда Цвика, да и Лео Ди всё меньше похож на героя боевика, но ему тут же повезло со Скорсезе.
Далее «Основной инстинкт 2» становится источником для искромётного киноманского юмора, но «эротические триллеры» всё ещё не попадают в струю зрительского интереса. «Посейдон» топит ещё одного немца — Вольфганга Петерсена, с тех пор он так ничего и не снял (есть ещё и третий немец — Курт Виммер, провал «Ультрафиолета» возвращает его в сценарную братию). «Форсаж 3» — ещё один хитрый способ гробокопательства, однако все мы помним, что в 2009 году в фильм вернётся Ксандер Кейдж в исполнении лысого Дизеля и всё заверте. Наконец неуспех (хотя и не сказать, что прямо уж провал) «Эрагона» закрывает очередную попытку поднять новый подростковый фэнтэзи-франчайз.
Можно было бы сказать и о похороненной карьере Даррена Аронофски («Фонтан» также с треском провалился), но мы же знаем, что три года спустя будет малобюджетный «Рестлер», который не только устроит нам камбэк Микки Рурка, но и будет успешен кассово при ничтожном бюджете. Одновременно брат-близнец Аронофски по режиссёрской карьере Дэнни Бойл покуда тоже переживает не лучшие времена, его главный успех ещё ой как далеко впереди.
Так где же обещанное отыгрывание кассового провала? А вот где. Голливуд начинает усиленно нащупывать новые рамки, жанры и подходы. А также перерабатывать давно забытые старые. Судите сами:
Саша Барон Коэн вырывается вперёд своим суперуспешным и даже культовым «Боратом». Люк Бессон успешно куёт металл «Артуром и минипутами». «В погоне за счастьем» Уилла Смита окупается многократно, хотя в общем педалирует старую как мир тему одноногих собачек. Кевин Смит торжественно возвращается в строй проектом «Клерки 2». Главный камбэк сезона — «Рокки Бальбоа» — как мы знаем, тоже оказался не единичным всплеском, восьмидесятые вообще с каждым годом будут становиться всё актуальнее, а старина Слай ещё надерёт множество задниц. «Шаг вперёд» своим успехом подарит миру новую когорту малобюджетных, но суперуспешных танцевальных кино нового поколения, их снимают и до сих пор, теперь уже и в триде.
Среди истинных же локомотивов бокс-офиса — запуск свежих и перезапуск старых франчайзов. «Казино Рояль» дарит общественности Бонда-Крейга, а также перезапускает серию с новомодным «серьёзным» подходом. Бонда многократно бьют по морде, сюжет же, ввиду иссякания литературных первоисточников, начинается заново, с некими элементами сценаристского креатива. Успех налицо.
«Код да Винчи» знакомит киномир с творчеством Дэна Брауна. Красивая картинка, актуальный подход режиссёра к сюжету, одна проблема — уже второй фильм будет встречен «свистом одобрения», едва окупится за счёт мирового проката, а что будет с третьим фильмом — уже большой вопрос.
«Ночь в музее» — незамысловатая история плюс пара комиков в кадре, плюс много дурашливых спецэффектов, получите покуда непотопляемый развлекательный франчайз.
И наконец главным хитом лета становятся «Пираты Карибского моря 2: Сундук Мертвеца» — абсолютные рекорды сборов во многих странах, восторги публики, новый подход к развлекательному кино, «фильм-аттракцион» — почти никакого сюжета, сплошное перебегание от локации к локации.
Первый фильм в общем не особо претендовал на звание зачинателя франчайза, и был забавным приключенческим фильмом про пиратов с чуть-чуть открытым финалом, вторая же часть, снятая дуплетом с третьей, которая выйдет год спустя, уже стала самодостаточной машиной по срубанию бабла к вящему, впрочем, удовольствию публики. Джонни Депп который раз на коне, продюсеры в восторге, все на просмотр картины второй третьей.
Однако и одними блокбастерами дело в отчётном году не ограничивается. Для начала, продолжаются попытки отыскать новые форматы в жанре боевика, соответственно выходят: «Адреналин» (безумная парочка Невелдин-Тейлор не устаёт удивлять нас до сих пор своими малобюджетными фантазиями), «Дежавю» (малобюджетная и даже камерная фантастика с тех пор только наращивает актуальность), «Дитя человеческое» (по сравнению с пафосным тяжеловесным надрывным «Вавилоном» этого же года — артхаусная антиутопия до сих пор выглядит верхом кинематографического искусства), «Змеиный полёт» (финансовый неуспех проекта не отменяет его киноманских качеств). Наконец выходят знаковые проекты «Не пойман — не вор» и «Счастливое число Слевина» — в обоих случаях это скорее эпигонство, чем что-то новое в данном жанре, но по ним видно, что он неожиданно ожил и стремительно набирает вес (из проверенных форм тут разве что «Миссия: невыполнима 3»).
Жизнь кипит и в анимации: «Делай ноги!» (пингвины всё ещё актуальны с момента старта «Марша пингвинов»), «Дом-монстр» (недорогой бюджет, талантливые сценаристы), «Сезон охоты» (ещё более недорогой бюджет, ещё более гениальные сценаристы и команда озвучания), «Тачки» («Пиксар», чо), «Ледниковый период 2» (саблезубая белка всё наращивает сборы), «Лесная братва» («ДримВоркс» старался, но).
Случается в этом году и значимая прокатная рифма — «Престиж» и «Иллюзионист» устраивают на двоих бодания, кто лучше вытащит кролика из шляпы. Мнения о победителе до сих пор расходятся.
Из знаковых околофантастических (или, скажем так, нереалистических) проектов заметны: «Лабиринт Фавна» (драка фанатов с антифанатами до сих пор не утихает), «Апокалипсис» (историческим этот фильм Мела Гибсона рука не поднимается назвать, также — фанатский холивар), «Дом у озера» (римейк, но многим нравится в роли слезоточивого ромкома), «Сайлент Хилл» (по мнению многих, это лучшая игровая экранизация всех времён), «Скользя в темноте: Помутнение» («Сканнер мрачный» — первый из покуда всего трёх специфических художественно-анимационных фильмов, уже поэтому — маст си).
Наконец, нон-коммерс гуляет во все поля: «Внутренняя империя» Линча разрывает мозг, «Дьявол носит Prada» (не будем считать этот фильм чистой коммерцией, право) разом становится культовой комедией, немецкая «Жизнь других» под необычным углом поворачивает тему кровавой гэбни, «Королева» почти объясняет, в чём суть взаимоотношений Елизаветы II с принцессой Дианой, «Маленькая мисс Счастье» становится суперуспешным «народным блокбастером», «Мария-Антуанетта» же оказывается полным провалом так ударно стартовавшей Софии Копполы.
Далее альманах «Париж, я люблю тебя» надолго становится примером того, как надо снимать альманахи (позже из удачных будет «У каждого своё кино»), красивейший «Парфюмер: история одного убийцы» удачно телепортирует Тома Тыквера в Голливуд, но «Интернэшнл» провалится, как и почти все остальные «политические драмы». Осталось вспомнить драму о бремени белого человека «Разрисованная вуаль» (две удачи Эдварда Нортона подряд) и новый китайский эпик Чжана Имоу «Проклятие золотого цветка» (с тех пор он пока к «большому жанру» не возвращался).
Главным же оскароносцем, а заодно знаковым фанатским событием года становятся «Отступники» Мартина Скорсезе, римейк корейского фильма, что не помешало ему быть оценёнными даже среди абсолютных киноманьяков (впрочем, не среди них в первую очередь). С победой Скорсезе заканчивается его многолетняя драматическая битва за «Оскар» и начинается вольное (многие считают, что уже и слишком вольное) творчество, что интересно, вкупе с одновременным срубанием бабла.
Обзор 2006 года из нашего архива
1225 Прочтений • [Двухтысячные годы кино: выпуск третий, 2006-2008] [16.09.2012] [Комментариев: 0]