Покуда отечественное кино на глазах окончательно погрязает в собственном величии, а заокеанские блокбастеры оказались ни о чём, мы обращаем наши взоры и надежды в сторону чего-нибудь более другого, на этот раз наша рубрика «пропущенные фильмы» вновь поворачивается к кинематографу Туманного Альбиона — от драм до триллеров, от мелодрам до трэша, весь спектр того, что стоит непременно посмотреть.
Начнём на исключительно редкой у нас ноте, с ажно телевизионного проекта, а именно британского трёхсерийного минисериала. Всего же у нас в выпуске целых два видеорелиза, что говорит только в их пользу.
Читайте в этом обзоре: «Красный райдинг» «В петле» «Колин» «Запретная любовь» «Другой мужчина» «Мой мальчик Джек»
Убивать и хоронить
Роман Куланин
«Красный райдинг» (“Red Riding”), 2009
Режиссёры: Джулиан Джаррольд, Джеймс Марш, Ананд Такер
Сценарий: Дэвид Пиис, Тони Гризони
В ролях: Эндрю Гарфилд, Дэвид Моррисси, Джон Хеншоу, Уоррен Кларк, Пэдди Консидайн, Шон Дули, Шон Бин и другие.
В год Господа Нашего 1974 Шон Бин в роли маньяка убивает, и не только, десятилетнюю девочку, молодой журналист в прекрасном клёше и не менее симпатичной курточке, налегая на виски и сигареты, под пластинки «роллингов» начинает своё собственное расследование, которое затянется на почти что десятилетие. Что интересно — журналист не доживёт и до его середины.
Та небрежность, с какой трилогия «Красный райдинг» (настоящий эпик, только объединяет здесь всё не сюжет, а отрицательные персонажи, что само по себе уже мило) избавляется от главных героев, сначала поражает и заставляет как-то даже недоумевать по этому поводу. Но аккурат в первой половине второй серии, словив тот размашистый ритм повествования — всё становится на свои места.
Мало кем замеченный, «Красный райдинг» вышел в начале 2009, став, пожалуй, сильнейшим британским фильмом прошлого года, это даже отбросив очень формальную — деньги дало BBC и на своём же канале и показывало — приставку «теле». Но самое забавное, что вся трилогия выливается в такой невольный парафраз народом любимого «Груза 200» Алексея Октябриновича: провинция, злые продажные менты и почти ни одного момента для оптимизма.
Другое дело, что всё это сооружение сконструировано тремя, хоть и разными, но поразительно собравшимися в одно целое режиссёрами, в основе имеет популярную книжку Дэвида Пииса, и комплектуется первостатейными британскими актёрами. Да и тяжёлое наследие телевидения здесь почти и не заметить — интерьеры аутентичны, камера даёт внушительные проходы, а склейки заставляют напрочь забыть о каком-нибудь там телешоу.
И всё же патологическая составляющая, которая даже названия частям трилогии не потрудилась дать, обозначав их скупыми цифрами (1974, 1980, 1983) из полицейского архива берёт верх над самым заточенным об нтвшный «Криминал» зрителем. Главный тут момент, как и с актуальными корейскими режиссёрами: сделано всё так здорово, а действие так сгущено, что пугает куда больше, чем сводки новостей. Видимо, по-другому социальный хоррор, каким и является «Красный райдинг», просто не может.
Самолётов не было
Гоша Берлинский
«В петле» (“In the Loop”), 2009
Режиссёр: Армандо Иануччи
Сценарий: Джесси Армстронг, Саймон Блэквелл, Армандо Ианнуччи
В ролях: Питер Капальди, Джина Макки, Том Холландер и другие.
При откровенно копеечном бюджете и какой-то сумасшедшей гениальности едкие британцы умудрились переплюнуть всю политическую сатиру последнего времени и фактически создать современного «Доктора Стрейнджлава». «Безумный спецназ» оказывается не более чем чихом, «Буш» — наивной трагикомедией, и даже Коэны со своим «Сжечь после прочтения» выглядят мелкими озорниками, выехавшими на пленэр отдохнуть.
Там, где Сашу Барона Коэна уносило в отчаянный эпатаж, британцы душат смертоносными диалогами и взвинчивают ситуацию до маразма. Странным образом умудряясь сохранять серьезную мину, они устраивают убийственный фарс на грани фола, столь же идиотичный, сколь и правдоподобный. И дело тут не только в псевдодокументальном подходе (того же Сашу Барона в «Бруно» это не всегда спасало), а в такой бешеной энергии неудержимого торнадо, в котором смешались сатира, живые люди, стечения обстоятельств и слово «фак».
Начиная с издёвок и типичного британского стёба, совсем скоро авторы говорят уже без всяких социальных подтекстов — открыто, смело. Прямо в лоб. При этом, не забыв обложить многоступенчатым матом и безжалостным, злющим сарказмом. В Белом Доме заседают подростки, секретные отчеты сливаются разгневанными жёнами, фальсифицируются простым ctrl-del, а развязывание войны не далеко уходит от беготни за чашкой кофе. Разгневанные лица, жаркие тирады — в конечном счете, каждая сцена — полигон, каждая реплика — атомный взрыв, каждая истерика — взрывная волна.
Когда же весь кулуарный цирк завершается, ни о какой политике речи уже нет. Сплошной клубок недоразумений, подстав, дурости и карьеризма. Остается лишь ощущение, что во многом так оно и есть в действительности. Никаких мировых заговоров с целью контролировать простых смертных и злобно хохотать за кулисами. Просто исключительный, никем не контролируемый дурдом.
Долгая дорога домой
Роман Корнеев
«Колин» (“Colin”), 2008
Режиссёр и автор сценария: Марк Прайс
В ролях: Аластэр Киртон, Дэйзи Айткенс, Леана Паммен и другие.
Актёры, найденные по интернету, официальный бюджет в 46 фунтов, старенькая камера, рабочие пригороды, тонны спецгрима, недлинный сценарий и вуа-ля, получите настоящую, без показательных продюсерских экивоков в сторону Спилберга, ультрамалобюджетку, селф-мейд трэш сумрачного британского гения Марка Прайса.
Про бюджет это конечно скорее легенда, чем правда, но фильм действительно снят на коленке, а следовательно напрочь лишён не просто какой-то искусственной выстроенности, но даже чисто жанровые фишечки со всеми этими бродячими по городу зомбями и характерным мычанием живых мертвецов, сопровождающим всё действо, становятся уже не вымученными цитатами на цитаты, а чем-то живущим самостоятельной жизнью. Там, в кадре, а не тут, по эту сторону камеры.
Изначально, наверное, берясь за «один день в жизни зомби», автор всего-то и хотел, что потешить своё фанатское эго, да собрать воедино всё, что вообще придумало человечество по части зомботрэша, не разбавляя оное житие какими-то героическими страданиями ещё не заражённых выживальщиков вирусного апокалипсиса. И правда, большую часть времени герой сомнамбулически жуёт чьё-то ухо или потерянно бредёт куда-то вдаль, сопровождаемый лишь глухими хлопками далёких выстрелов, оживляясь лишь на недолгое появление в кадре очередной банды мародёров, или вооружённых кто чем борцов с зомби, или просто мечущегося населения.
Если бы так продолжалось до самого финала, мы бы получили забавный трибьют жанру, представляющий собой лишь академический интерес. И даже небольшие флэшбэки из прошлого плюс то и дело появляющиеся в кадре родственники героя эту ситуацию не изменили бы. Но Прайс пошёл в своих штудиях дальше, доведя градус неизбежного социального подтекста до высот, которым местами позавидовал бы сам Джордж Ромеро. «Подвал слепых мертвецов», сцена расправы над покусанными товарищами с вытягиванием спичек, издевательски долгая отвлечённая сцена в доме «документалистов» — ценители жанра воют от восторга, остальные же дожидаются обещанного сюжетного кольца, когда полураспавшийся герой всё-таки возвращается к себе домой. Катарсис гарантирован.