Собственно, несмотря на все «прощалки», гарантирующие к проекту повышенный интерес («последний» звучит привлекательнее, чем «четвёртый из»), главное, что интересовало большинство ценителей главного дримворсковского франчайза — вопрос о том, будет ли новейшая трёхмерка следовать общей канве пошедшего на снижение сериала или всё-таки переломит тенденцию и покажет под финал, как в старые добрые времена, мастер-класс здорового цинизма с фейерверком шуток.
Последний же или не последний — мы понимаем, что, несмотря на все успехи драконов и панд, их сборы даже рядом не валялись с зеленокожим огром, а потому шансы на форсированное сворачивание проекта попадают в разряд чего-то действительно неизбежного только в одном случае — в случае грандиозного, с треском и грохотом, провала. Но этого же создатели не могут сознательно добиваться, правда?
Шрек 4 трейлеры
И действительно, весь пост-продакшн «Шрека 4» прошёл под девизом «работы над ошибками». Каждый промо-ролик, кричал нам, что никаких больше вам семейных ценностей, история, мол, возвращается к самому началу, где наши старые (девять лет, между прочим) друзья встретятся вновь, и там-то их дружба заиграет новыми красками, так что всё свернётся, а потом развернётся.
Увы, между туризмом и иммиграцией снова оказалась большая разница. Для начала нам устроили не только ретроспекцию с камео свежепочившего королька, но и ударный экскурс в те самые семейные ценности, от которых мы успели устать почище любого Шрека, но уж больно нужна была истории хоть какая-то завязка. А потому — получите повторённые дцать раз кряду младенцовые попуки-покаки (см. «американские школьники»), да ещё и приправленные дуболомной моралью «а ты чо хотел, старый?» Да ещё и с такими поклонниками.
Ну, ладно, пережить затяжное вступление проще простого, если банально опоздать на сеанс, но дальше-то, дальше-то зажгём? Зажгём. Только а) исключительно в рамках уже обещанного в роликах (автор насчитал целых полторы шутки, там не отмеченные) и б) в лапидарном стиле сообщений ТАСС. То есть так: Шрек долго идёт по коридору, рассуждая о добре и зле, потом следует не менее затяжной трёхмерный аттракцион (зря что ли лишние деньги за вход берут), абсолютно не смешной и даже под конец, как правило, начинающий напрягать, и лишь потом (о, радость!) следует обещанная шутка.
В итоге, если убрать поскакушки под дудку местного манерного диджея, традиционные (а потому тоже утомившие) перепалки с Ослом, остаются, по сути, лишь неожиданно массовые зеленокожие «повстанцы» (при том, что огров до сих пор во всём франчайзе было пять штук, включая троих детишек) да растолстевший на дармовой фиониной сметане Кот, который, увы, шоу вытянуть на себе в одиночку просто не может.
Нет, есть ещё Румпельштильтскин, но он, по заведённой традиции, тоже какой-то малохольный. Если так глянуть, во всех четырёх частях на роль истинно коварной злодейки может претендовать разве что Фея-крёстная, да и та лучше поёт «Ай нид э хироу», чем колдует.
Вот так и проходит четвёртая, заключительная часть «шрекианы», которая, кажется, сделала всё, чтобы действительно стать таковой. Шутки давно кончились, клоуны давно разбежались, а цирк всё никак не уедет, ибо сборы только растут от раза к разу. И самое грустное тут в том, что все проблемы второй половины сериала — банальная лень сценаристов, которым почему-то отлично удаются драматические (а потому необязательные) эпизоды, но которым просто влом придумать пару шуток. Ведь семейная жизнь — это так скучно, об этом вам с удовольствием расскажут сценаристы ситкома «Как я встретил вашу маму», умудряющиеся успешно шутить на этот счёт уже пять полных сезонов кряду. И ничего.
Причём и не скажешь, что Шрек куда-то там «скатился», и в откровенном саботаже авторов не обвинишь — всё вроде не хуже, чем было в третьей части, и все вроде стараются, а получается всё какой-то не Шрек, а Гамлет, согласно заветам «Маппет-шоу».