Саундтреки весны: "Алиса", "Пипец" и "Принц Персии"
Весна в этом году удалась не очень, череда неудач одних фильмов сопровождалась финансовыми успехами других, не самых безупречных художественно. Однако всё это не помешало музыкальному цеху выступить более чем достойно, презентовав нам массу материала для обзора. Особенно богато представлены нечастые в последнее время наши гости оригинальные дорожки. Гест-стар саундтрек всего один, зато какой! Приступим, как обычно, в порядке выхода фильмов в российский прокат.
«Одинокий мужчина» «Алиса в Стране чудес» «Битва титанов» «Пипец» «Кошмар на улице Вязов» «Принц Персии»
«Одинокий мужчина», 2010 Оригинальный саундтрек из фильма
Композиторы: Абель Корзенёвский, Шигеру Умибаяши
Использованы композиции в исполнении Мириам Гаучи, Етты Джеймс, Джо Сэффорда и Букер Ти
Режиссёр: Том Форд
Новички «выстреливают» при помощи двух классических приёмов — или стремятся жахнуть публику новаторским подходом, необычным ракурсом, оригинальным взглядом в максимальной концентрации, либо же напротив, говорят простые до банальности вещи, не выходя из предельно узких рамок классического подхода, но говорят это так, будто перед нами — минимум ещё один Джармуш, новый Скорсезе, наследник Антониони. Выходишь из зала и поражаешься, неужели это — работа неофита?
Фильм Тома Форда именно таков, и во многом это происходит благодаря работе неизвестного никому (работа в мульт-проходняке по имени «Битва за Терру» не в счёт) композитора, аранжировщика и оркестратора-дирижёра Абеля Корзенёвского. В его работе есть всё — лиризм и напряжение, дыхание классики и чёткое знание современных тенденций жанра инструментального саундтрека.
Новичок не только не ударил в грязь лицом на фоне композиций признанного мэтра азиатского кино Шигеру Умибаяши, но и совершил практически невозможное. В эпоху стремительно исчезающего «композиторского» саундтрека он сумел не только придумать сквозной музыкальный рисунок невероятной простоты и силы, но сумел превратить простую мелодию в десятки оттенков эмоциональной окраски — от триллера до мелодрамы, в аранжировках как минималистических, так и в исполнении симфонического оркестра.
Перед нами к настоящему моменту — лучший оригинальный саундтрек этого года.
Превью альбома на Amazon.com
«Алиса в стране чудес», 2010
Музыка Дэнни Эльфмана
Режиссёр: Тим Бёртон
Дэнни Эльфман с каждым годом всё больше расширяет вселенную своих жанров. Там уже обосновались и комиксоидный «Человек-паук», и антиутопическая вселенная четвертого «Терминатора», и оскароносная драма о борющейся за свои права одноногой собачке в обличье гея. Но каждый раз, как в заветную гавань, возвращается он к Тиму Бёртону, и вместе с ним создает всё новые и новые шедевры. Увы, их последняя на данный момент совместная работа не очень-то горячо была воспринята зрителями, да и критикой не была обласкана. Проекция отношения к фильму коснулась и саундтрека, а напрасно: альбом представляет собой уникальное явление во вселенной «звуковых дорожек».
Казалось бы, рецепт саундтрека к фильму Тима Бёртона для пера Эльфмана несложен. Для начала — симфонический оркестр. Никакой электроники, только волшебство живого звука. После этого распределить инструменты: флейту — для волшебников, валторну — для героев, тромбоны — для злодеев. Всё это густо посыпать переливами арфы, приправить грегорианскими песнопениями — и готово. Поначалу (в заглавной композиции) всё так и происходит. Но Эльфман не был бы таковым, если б остался последователем им же созданных традиций. Постепенно в звучании возникает то неуловимое, что при оформлении в мысль заставляет снять шляпу и преклонить колено перед мастером.
Из номера в номер всё больше открывается, что Эльфман сделал практически невозможное: его саундтрек, звуча в обычном стерео, воспринимается в трёхмерном звучании. Столь ошеломительный эффект был достигнут путем сочетания тембров, наложения друг на друга ритмоструктуры и сопоставления гармоний. Пожалуй, это уникальный случай: в том же «Аватаре», да и в «Битве титанов», при всех несомненных достоинствах её звукоряда, ничего подобного не происходит. В данном случае мы имеем дело с первой ласточкой в искусстве саундтрека образца 3D. Включайте альбом, закрывайте глаза и уноситесь в трехмерную стихию звуковых грёз. Удовольствие гарантировано.
Превью альбома на Amazon.com
«Битва титанов», 2010 Оригинальный саундтрек фильма
Композитор: Рамин Джавади
Режиссёр: Луи Летерье
В большинстве случаев, к вящему удовольствию как создателей, так и зрителей, картинка и музыка в фильмах соседствуют в гармоничном сочетании. Реже встречается вариант, когда из-за музыкального сопровождения картина теряет некоторые (а порой — и довольно ощутимые) позиции. Но бывают совсем редкие случаи, уникальные в своём роде, когда звукоряд на поверку оказывается удачнее самого фильма. Перед нами — тот самый случай: картина, при всех её 3D-достоинствах, звезд с неба явно не схватила, однако саундтрек на поверку оказался могучим, красочным, а главное — оригинальным полотном. Рамин Джавади, набив руку и отточив композиторское перо на «Сезонах охоты» и «Железном человеке», наконец-то смог развернуться на полную катушку.
В целом альбом выдержан в стиле Ханса Циммера. Не по музыкально-тематической составляющей, а по умелому сочетанию живого и электронного звука. В нём задействован практически весь инструментарий из существующего — одних только гитар три вида, не говоря уже о всяких там арфах и челестах. И каждый инструмент подается в точно отведённое время, выполняя только одному ему присущую роль. Жесткий «ритм судьбы» (как тут Бетховена не вспомнить?) соседствует с нежными фразами флейты. Звуки инструментов оркестра естественно дополняются цифровым «эмбиентом», воссоздавая леденящий сердце храм Медузы. Всё это создаёт нам масштабную картину соседства мифов и реальности, идущих рука об руку людей и богов. И конечно, особого упоминания заслуживает дорожка "Release the Kraken": кульминация, к которой всё неуклонно стремилось, как в фильме, так и в альбоме. Где земля дрожит под ногами, рушатся города и бушуют стихии.
По своей продолжительности саундтрек перенесен с экрана практически один в один: это не просто набор номеров, подогнанных под сцены по хронометражу, это фильм, воссозданный в музыке. И воображение слушателя само способно воссоздать картины из жизни героев. Или придумать себе ещё лучшие — благо звукоряд позволяет. Одним словом, браво.
Оригинальный саундтрек фильма на Озоне
Далее в обзоре: «Пипец» «Кошмар на улице Вязов» «Принц Персии»