Фестиваль завершился, победители названы, призы вручены, прошла мимо нас зелёная дорожка, самое время досказать недосказаное и попрощаться до следующего года. Сегодня в обзоре нас ждут очень старая школа, очень концептуальные китайцы, трагические возвращеное домой и польские штирлицы.
Читайте в этом обзоре: «Пятна на солнце» «Смерть в пенсне, или Наш Чехов» «Фильм социализм» «Реверс»
Ранее: «Воробей» «Дорогая Элис» «Телохранители и убийцы» «7X / Наши дети» «Ливан» «Вегетарианка» «Поэзия» «Постельные сцены» «Бухта» «Символ»
Быть китайцем просто
«Пятна на солнце» (“Guangban”, Гонконг), 2009
Режиссёр и автор сценария: Ян Хэн
В ролях: Тянь Ли, Чэн Юй Лин, Лян Юй
Программа «Вокруг света»
Первый план длится около пяти минут, второй — тоже не отстаёт, на третьем становится понятно, что это — то самое, что называется азиатским артхаусом и вполне логично включается в программу азиатского экстрима из-за невысокой смотрибельности среди отечественных граждан. Но нет — даже сбегающие каждые пару минут кинокритики не реабилитируют картину «Пятна на солнце» в программе «Вокруг света».
Весь фильм кажется, что это — огромный комментарий к какой-то непоказанной картине, именно в ней развивается сюжет, обозначается драматургия и логика персонажей, а то, что показывает режиссер Ян Хэн, — рудимент, непонятно как добравшийся до большого экрана. Меду тем естественный минимализм картины (около 10 коротких диалогов на два часа, 20-30 планов) сначала вызывает сочувствие, потом — понимание и, наконец, и вовсе сопереживание. История про китайского пацана, который работает на мелкого мафиози, и девушки без определенных привязанностей рассказана таким проникновенным языком недомолвок, что, кажется, будто это и не кино, а какой-то разговор на кухне.
Во многом этому способствует чётко отработанный и безумно логично прописанный визуальный инструментарий картины. В этом ритме: ловля рыбы на реке (привет Цай Минь Ляню), раскуривание сигареты и неприятный писк мобильника, — ничего не оказывается зашифрованным. Наоборот, Ян Хэн через будничность мелочей буквально оголяет своих персонажей, ломает традиционную драматургию и, самое главное, остаётся невероятно честным и открытым. Как с собой, так и со зрителем — в результате, фраза, что все мы когда-нибудь будем китайцами, становится гораздо понятнее.
Ай эм сорри, н-на
«Смерть в пенсне, или Наш Чехов», 2010
Режиссёр: Анна Чернакова
Сценарий: Александр Адабашьян, Анна Чернакова
В ролях: Юрий Стоянов, Алёна Бабенко, Александр Феклистов, Сергей Безруков, Елена Драпеко
Программа «Гала-премьеры»
Начинающая, но уже подающая надежды режиссёр Анна Чернакова на излёте совка, а точнее, уже в самый разгар «проклятых девяностых» снимает у нас свой «Вишнёвый сад» и немедленно уезжает в Канаду, а затем в Великобританию, где снимает для телевидения. Лишь в 2008 она вновь возвращается в большое кино, чтобы снова всплыть в программах российских кинофестивалей.
И вот, торжественное возвращение под крылышко к Адабашьяну с эдаким вольным сиквелом былой собственной постановки, со Стояновым в роли себя и переодетой в байкершу Раневской в исполнении женщины-коммуниста Елены Драпеко. Руины московского театра посещает с визитом, пузатый и успешный, режиссёр с говорящей фамилией Сорин. В его чемодане немедленно начинают искать бомбу, а в нём самом, точнее, как почти сразу выясняется, в его смерти — шанс для всех, кто некогда остался.
Всё это пиршество самобичевания в интерьерах пафосных гостиниц и облезлых театров было бы вполне печальным делом, особливо весь этот немудрящий символизм с возвращением в родные пенаты и прочие «сени мои, сени», если бы не, действительно, заметная выстраданность автором темы «никому мы там не нужны». Автор при этом Стояновым не выглядит, вполне позитивная молодая ещё женщина, но про «российский театр в жопе» снимает вполне искренне (и волосатые подмышки Безрукова — отдельный нахальный символ). Другое дело, что вставные «утомлённые садом» всё равно оказываются лучшим, что Анна Чернакова сняла в свои годы.
Далее в обзоре: «Фильм социализм» «Реверс»
609 Прочтений • [ММКФ-2010: перспективы и ретроспективы] [16.09.2012] [Комментариев: 0]