С самого начала эта попытка вернуть всё на прежние места выглядела сомнительной. Одного вернули в мир живых отнюдь не героические страсти, а лысина с волосатыми руками. Другая — в последнее время просто тихонько уходит в карьерный закат. Оба, такие лучезарные и улыбчивые, сошлись на почве иронического шпионского ромкома с пушками и трупами в наивной надежде достигнуть того же, что Мистер и Миссис Секс-Символ.
И у них почти получилось. Не только оттого, что Круз — не Эштон Кучер, а Диас — не Кэтрин Хейгл, вошедшие в ту же реку практически накануне. И даже не из-за фееричного Марка Блукаса в роли толкового пожарника, настолько искренне тупящего, что непроизвольно хватаешься за лоб. А из-за самоиронии, слишком частой, чтобы затеряться за романтическими вдохами в стиле «милая, патроны!», но слишком сдержанной, чтобы выступить на первый план и зажечь в полной мере.
Рыцарь дня трейлеры
Ей-богу, кажется, Крузу не нужна никакая Диас, вырезать её и оставить Итана Ханта, внезапно увлёкшегося викодином. Он буднично сеет жмуров, сажает самолёты посреди поля и не прочь поболтать, но одновременно шутит и комично выжидает перед начертанным кружком на окне. При этом он как бы суров и, подобно настоящим томам крузам, не впадает в маразматическую пародию с приветом какому-нибудь Уиллу Фаррелу.
Можно как угодно относиться к вечному сайентологу, к тому, что он делал, теперь делает и куда двигается, но только слепой или пожарник не заметит, с каким удовольствием Круз носится, прыгает, летает по кухне и банально треплется посреди авиакатастрофы. И если для того, чтобы ко всему этому вернуться, ему следует играть смайл и стебаться, он явно готов в это вкладываться.
А следом за ним ловит фан и Диас. Будто заразившаяся его энергией, она повсеместно улыбается, хлопает ресницами и проваливается в бессознательное состояние. Но стоит Крузу пропасть из виду — она теряет запал, обретая неуверенность и теряя то наивно-оптимистичное настроение, которым пропахла большая часть фильма. Справедливости ради, в этом помогает ей и режиссёр, периодически выдающий трагичные ноты, а ближе к финалу и вовсе проваливающийся в ненужную, затянутую Драму.
Пожалуй, здесь и зарыта собака. Её вонь — это странная прихоть режиссёра, разнообразность фильмографии которого так любят поминать, режиссёра, в какой-то момент теряющего ориентацию и начинающего снимать как привычнее. Вуаля — бурлящая безумность летнего блокбастера минуту спустя сменяется почти рыдающими лицами и борновскими прыжками в пучину, где для окончательной метаморфозы не хватает известной песни Моби.
Окончательно добивают совсем уж необязательные встречи с бедными родственниками, с которых бы хватило полутора шуток про лотерею. Вместо запутанного детектива получается запутанный жанр и запутанный зритель… пока вновь в кадре не является Круз, вслед за ним не загорается Диас и всё не возвращается на круги своя.
Потому что на деле совершенно неважно, от кого эта парочка бежит, куда она бежит и что от неё хотят. Неважно, у них в руках вечный двигатель или синтезированный белок из озабоченного мутанта. Да хоть действительно обычная батарейка. Тем более не имеет значения сентиментальное лицезрение пожелтевших фотографий и слёзные раскаянья на одре спецслужб. Важен лишь тот момент, когда подвешенный Том болтается из угла в угол, а Диас принимает внутрь сыворотку правды — и подобные ему. А с ними тут всё же порядок.