Винченцо Натали снимает очень редко, потому каждое появление его проекта в прокате — отдельная новость для ценителей жанра малобюджетной герметической фантастики. Особенность фильмов Натали в первую очередь — настойчивое нежелание с головой уходить в привычный для недорогого, почти самодельного кино «социальный подтекст». Он ни в коем случае не трэшачник, и именно благодаря таким авторам два близкородственных жанра до сих пор не слились в единое целое.
Для Натали сюжет — такой же социальный и психологический конструктор, как и в каких-нибудь «28 днях спустя», но, как и водится в фантастике, ему интересна и сама сюжетная первооснова, интересно с ней поиграть, а не только сходу бросаться в привычное морализаторство.
Химера трейлеры
В свете прошлогоднего бенефиса той же «Луны 2112» возвращение режиссёра в строй под крылышком у незадачливого хоббитовода Гильермо дель Торо представляется уже скорее логичным, нежели удивительным явлением, однако от этого интерес к проекту не становится меньше.
Как рождаются такие проекты? Пара эскизов, техническая возможность недорого нарисовать ту самую химеру (тут уже, видимо, сказались знакомства Дель Торо времён «Лабиринта фавна»), сценарная заявка, дело за малым, найти актёров и довести историю до уровня полнометражки.
Главное чудо тут — что нас, при всём при этом, не заваливают изо дня в день азилум-стайл творчеством, и настоящая малобюджетная фантастика — очень немногочисленный клуб творческих людей, возможно, не всегда достигающих истинных высот уровня «большого кинематографа», но всё равно говорящих и своё слово в кино, и своё слово в фантастике, и интересных не только оголтелым фанатам.
На этот раз речь зашла о генной инженерии, двое учёных по контракту с фармацевтической корпорацией отрабатывают грант на создание неродственных гибридов, производящих некий волшебный белок, который совершит прорыв в ветеринарии. В процессе исследований пара героев сперва достигает определённых успехов, и, на волне известного головокружения, решает сделать следующий шаг — взяться за гибрид на основе генома человека.
И с этого момента начинается та грань социальной драмы и «твёрдой» фантастики, которая и интересна ценителям вроде автора этой статьи. Винченцо Натали, пусть и местами перебарщивая с эротизмом, устраивает для нас подробную деконструкцию того, что называется «научной этикой», пусть в несколько эпатажном виде и с классическими сценарными вывертами вроде «я твой мать».
Наблюдая, как растёт и ширится эта девочка-стрекоза, если чего и понимаешь, так это простую вещь, что даже для чистой науки есть такие грани, которые не стоит переступать, по крайней мере, пока само общество не доросло до необходимого уровня.
Идея «ящика Пандоры» в жанре НФ — вообще ключевой момент, и выбранный Натали сценарный стиль фактически «производственной драмы» доводит градус безумия главгероев в финале до настоящей древнегреческой трагедии. И речь тут идёт не о том, как двое сумасшедших учёных создали нечто на погибель себе и людям, а вообще о тех странноватых взаимоотношениях плодов научного эксперимента со своими создателями, которые сплошь и рядом встречаются в обыденной жизни, разве что эти плоды обычно не умеют разговаривать и не норовят улететь в окно.
Новые ящики новых пандор ждут своего часа. До встречи в кино.