Знаете, кто растёт быстрее чужих детей из всем известной поговорки? Маленькие звёзды кино. Ещё вчера зритель увлечённо следил за тем, как малыш поёт, танцует, общается с инопланетянами, путешествует по шоколадным фабрикам, творит чудеса, видит мёртвых людей, дружит с касатками, а не успеет зритель оглянуться — и вот он уже женился, развёлся, покуривает марихуану, шокирует полицию вождением в нетрезвом виде, проходит курс реабилитации от какой-нибудь зависимости, снимается, надолго исчезает из поля зрения публики, возвращается…
Круговорот юных талантов в целлулоидной природе бесконечен. Едва ли найдётся в истории кино десятилетие, не подарившее зрителям умилительного личика, обладателю которого не прочили бы большое будущее в кино. Оно ожидало далеко не всех, но у каждого было большое настоящее, связанное с периодом съёмок и собственным звёздным часом, когда жизнь казалась чередой сплошных хеппи-эндов, а звук кинематографической хлопушки был роднее звука хлопушек на детских праздниках.
Маколей Калкин, наши дни
23 июля 2010 исполнился 21 год Дэниэлу Рэдклиффу и теперь ему можно пить и тратить заработанные деньги, а 26 августа отпраздновал своё тридцатилетие Маколей Калкин и ему можно уже практически всё. Каждый из них добился успеха в юном возрасте: один с помощью магии, другой — благодаря своему умению в одиночку, без родителей и прочих родственников вести хозяйство по принципу «мой дом — моя крепость», причём оба — не без непосредственной режиссёрской помощи Криса Коламбуса. Мальчики выросли, а их детство осталось вечным депозитом лежать на голливудских холмах, овеваемых ветрами памяти поклонников, историков кино и папарацци. Остаётся пожелать, чтобы вклад продолжал приносить именинникам проценты, а сегодняшний выпуск «Параллельного монтажа» повествует о первых детях-кинозвёздах. Несколько ярких примеров того, как сложилась жизнь тех, кто прославился, разбогател, а нередко и повзрослел гораздо раньше своих фанатов.
Хоум видео на бульваре Капуцинок
Братья Люмьер, видимо, с самого начала решили, что кино будет делом семейным. Но время сестёр Гиш и братьев Маркс было ещё впереди, поэтому на съёмочную площадку призывались собственные домодчадцы. Однажды Огюст Люмьер снял милую семейную сцену: его жена и сам месье Огюст кормят их крошечную дочь Андрэ. Так появился один из первых фильмов в истории мирового кино «Завтрак младенца» — он был показан в числе прочих творений братьев на первом в истории киносеансе 28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинок. Дочурке Огюста во время знаменитой премьеры было полтора года.
cемейство Люмьер
Если кто-то вдруг удивился женскому имени Андрэ, не спешите обращаться к осведомлённому интернету, который самого знаменитого киномладенца нарекает то сыном, то дочерью. Дочь — и не гуглите, потому как другие два имени малышки — Жозефина-Леокадия. Так как её отец и дядя занимались не только кино, но и фотографией, запатентовав в 1903 году способ цветной фотосъёмки «автохром», сохранились снимки Андрэ в разных возрастах — на одной из этих классических семейных фотографий, которые приезжали выставкой и к нам, она держит красный зонтик, что на цветном снимке сразу обращает на себя внимание. К сожалению, жизнь её была короткой: Андрэ умерла в 26 лет.
Джекки Куган. Ограбленный малыш
Когда появляешься на свет в семье актёров водевиля, велика вероятность, что ты будешь выступать на сцене вместе с родителями лет с 3-4. Так и случилось с Джекки Куганом: едва научившись ходить, он уже пел и танцевал, чем неизменно веселил публику. Но всемирная слава пришла к мальчику не на сцене, а в кино: когда в 1921 году на экраны вышел знаменитый немой фильм Чарли Чаплина «Малыш», и семилетний мальчуган, снявшийся в дуэте с Чарли, тут же стал самым популярным ребёнком в Голливуде, а его образ — малыша с выразительными глазами в большой кепке — возможно, самым трогательным детским образом в истории мирового кино.
Юный актёр много снимался и ещё больше зарабатывал: очень быстро он превратился в юного миллионера, а «Джекки Куган» стал официально зарегистрированным брендом, под которым выпускалось всё, что могло заинтересовать сверстников Джекки: сладости, игрушки, школьные принадлежности. Но Кугану предстояло пережить событие, значение которого для кинобизнеса оказалось весомее его актёрских достижений и даже статуса юного миллионера.
Джекки Куган
То, что произошло с Джекки Куганом, раз и навсегда изменило судьбу всех детей-актёров в Голливуде. Суть проблемы обозначил сам Джекки, обратившись однажды ко всем детям-кинозвёздам с призывом: «Держитесь подальше от матерей!» Дело в том, что, будучи ребёнком, Джекки не имел права распоряжаться своими деньгами. Чего не скажешь о его матери и отчиме, которые могли бы сняться в фильме Эриха фон Штрогейма «Алчность», но их туда не позвали. К 1924 году Джекки Куган в неделю зарабатывал $22500, родители еженедельно выдавали ему шесть долларов с четвертью, а остальное успешно тратили на собственные нужды.
В апреле 1938 года двадцатитрёхлетний Куган подал на маму с отчимом в суд, требуя вернуть деньги. На процессе, длившемся около года, главным аргументом защиты было то, что все деньги ребёнка до достижения им совершеннолетия принадлежат его родителям. В конце концов Куган выиграл процесс: суд постановил, что родители должны выплатить Джекки половину того, что осталось от его состояния. Сумма, едва достигавшая $126000, не шла ни в какое сравнение с миллионами, которые родители потратили без зазрения совести. К тому же большая часть этой суммы ушла на оплату юридических услуг. Лишь спустя много лет — в шестидесятые — Куган вновь получил роль, принесшую ему популярность, любовь публики и хорошие гонорары: это был экстравагантный дядюшка Фестер в знаменитом телевизионном сериале «Семейка Аддамс».
Дело Джекки привело к тому, что 4 мая 1939 года был опубликован Билль детей-актёров, более известный как «Акт Кугана». Он обязывал всех, кто нанимал на работу юных актёров, платить как минимум половину их заработка в трастовый фонд, создававшийся для каждого ребёнка-актёра. Юная звезда могла воспользоваться деньгами фонда по достижении 21 года (таким образом, Дэниел Рэдклиф на днях внезапно разбогател). Новый закон также касался обучения маленьких звёзд: в дни школьных занятий дети могли работать лишь пять часов, после чего были обязаны три часа трудиться над школьными уроками. Однако по субботам и в дни, свободные от школы, дети легально могли работать по 8 часов в день. Это привело к тому, что многие американские фильмы, в которых участвовали юные актёры, снимались с июня по август — в период длинных школьных каникул. Первым ребёнком, на которого распространилось действие «Акта Кугана», была Дина Дурбин. Произошло это в тот день, когда она подписала долгосрочный контракт со студией «Юниверсал».
Как разыграли киномагната
Дина Дурбин и Джуди Гарленд
До того, как Диной Дурбин заинтересовалась студия «Юниверсал», Дина и ещё две будущие юные кинозвезды — Джуди Гарленд и Микки Руни — находились в поле зрения «Метро-Голдвин-Майер». Они даже ходили вместе в школу при студии, и все трое мечтали об успешной кинокарьере. Именно на студии MGM в 1936 году был снят короткометражный фильм «Каждое воскресенье», ставший дебютным для двух будущих главных детей-звёзд своего поколения. По сути эта короткометражка была кинопробой для Дины и Джуди (первой было 15, второй 14) — обе девочки были на экране очаровательны, обе замечательно пели, но студия планировала подписать контракт только с одной из них. Оставили Джуди. Каково же было удивление всех на студии, когда выяснилось, что глава студии Луис Б. Майер хотел оставить Дину. Удивление быстро сменилось страхом и ужасом, потому что Майер был в бешенстве, вымещая свой гнев на всех, кто попадался под руку. Всё это могло привести даже к массовым увольнениям сотрудников, а закончилось розыгрышем. Однажды, вернувшись из командировки, Майер обнаружил, что в его личной туалетной комнате на студии появилась эксклюзивная туалетная бумага, с которой на него неизменно смотрела смеющаяся Дина Дурбин. Преследовать шутников Майер не стал, а сосредоточился на работе с оставшимися у него юными дарованиями — Руни и Гарленд.
Тем временем Дина за 12 лет плодотворного сотрудничества с «Юниверсал» снялась в 21 фильме, обрела всемирную славу, заработала миллионы и в 27 лет завершила актёрскую карьеру, навсегда покинув Голливуд и переехав с семьёй во Францию. Почти все её фильмы — лёгкие, полные музыки и юмора картины. У каждой из них отдельный сюжет, но продюсер Дурбин Джо Пастернак выстраивал образы героинь, которых играла Дина, таким образом, чтобы у зрителей создавалось впечатление, что она взрослеет на глазах у них, так что это вовсе не изобретение продюсеров «Гарри Поттера». Обучение в частном пансионе, первая любовь, первый поцелуй — всё это зрители получали последовательно и в разных фильмах с Диной, что подогревало интерес к ней публики. Любовь к очаровательной девочке с красивым голосом была так велика, что в 1939 году сообщения о первом экранном поцелуе Дины Дурбин потеснили с первых полос американской прессы сообщения о начале Второй мировой войны. Фильм назывался «Первая любовь», а партнёром, впервые поцеловавшим любимицу Америки, был Роберт Стэк.
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
Луис Б. Майер, Микки Руни и Джуди Гарленд
Только не думайте, что Луис Б. Майер сдался. Во-первых, это не в его характере, во-вторых, он быстро почуял, что владеет цыплятами, которые очень быстро превратятся в кур, несущих золотые яйца: из Микки Руни и Джуди Гарленд получился один из самых знаменитых и любимых зрителями кинодуэтов: «Восстание ребят» (1939), «Оркестр заиграл» (1940). Казалось, съёмки не прекращались ни на минуту. Впоследствии Джуди вспоминала: «Мы с Микки снимались день и ночь, работали на износ, когда же мы начинали валиться с ног, нам давали какие-нибудь пилюли или вводили стимуляторы, и мы ещё трое суток подряд не уходили с площадки. Затем нас везли в больницу при студии… Врачи давали нам сильнодействующее снотворное, и мы проваливались в глубокий сон. Через двадцать четыре часа нас будили, мы вновь принимали стимуляторы и приступали к очередной трёхсуточной, без перерывов, съёмке».
Жизнь молодых актёров не была такой безоблачной, какой представлялась их фанатам. Но публика верила только своим глазам, а видела она яркие премьеры, как «Волшебник из страны Оз» (1939), главная роль в котором вознесла Джуди Гарленд на пик успеха и славы; на глазах восторженной публики их юных любимцев награждали: в 1939 году Микки Руни и Дина Дурбин получили специальный «Оскар» за воплощение на экране духа юности.
Дина Дурбин и Джо Пастернак
Кому-то, как Микки Руни, удалось справиться со всеми испытаниями, которые выпадают на долю кинозвезды, прославившейся в юном возрасте. Его карьера — одна из самых удачных в Голливуде. 23 сентября 2010 ему исполнится 90 лет, и он всё ещё снимается. Впервые появившись на экране в 6 лет, он снялся более чем в 300 кино- и теле-фильмах. Вспомните хотя бы «Завтрак у Тиффани» (1961). Кто-то, как Дина Дурбин, предпочел блеску и суете Голливуда тихие семейные радости жизни обычного человека — она до сих пор живёт в Париже. Судьба Джуди Гарленд сложилась иначе. Браки, разводы, алкоголь, наркотики, смерть в 47 лет — её жизнь бушевала, как море в шторм, но самое главное и единственно важное, чем она завоевала сердца фанатов и киноманов — исключительный талант, яркие роли и прекрасный джазовый голос.
Маленькая принцесса и безалкогольный коктейль
В тридцатые-сороковые музыкальность была чуть ли не обязательным требованием к тому, кто хотел добиться успеха в Голливуде. Мюзиклы и музыкальные комедии правили бал, поэтому с разной долей успеха пели и плясали все: от Марлен Дитрих до Кларка Гейбла. Не были исключением и юные актёры. Крошка Ширли Темпл пела и даже отбивала чечётку. Впервые в кино она снялась в возрасте 4 лет, а к 11 годам была уже самой популярной юной леди в США. В 1939 вышел один из известнейших её фильмов «Маленькая принцесса», а ещё в 1935 она получила специальный детский «Оскар». Её милая улыбка, кудряшки и неунывающий нрав очаровали не одно поколение американцев. Её именем называли новорожденных: например, в будущем знаменитая актриса Ширли Маклейн была названа в честь мисс Темпл.
Ширли Темпл
Кроме того, в её честь назвали коктейль. Этот безалкогольный напиток готовится на основе гренадина и имбирного эля. Однако Ширли Темпл не удалось избежать главной проблемы большинства детей-звёзд: когда они вырастают, для них просто не находится ролей. Последний раз Ширли появилась на экране в 1949 году, потом были только редкие роли на телевидении — последняя была в 1968 году. Ширли Темпл живёт в США. Иногда о ней вспоминают коллеги: в 2006 году гильдия киноактёров вручила ей почётный приз за вклад в киноискусство. А ещё о ней всегда помнят поклонники её таланта, в чьих глазах она так и осталась милой, весёлой маленькой девочкой, всегда готовой пуститься в пляс.
Юные актёры нередко сталкиваются со взрослыми проблемами: Голливуд порой жесток к тем, кто дарит ему лучшие годы своей жизни. Но благодаря таланту, обаянию и детской непосредственности, в памяти зрителей маленькие звёзды навсегда остаются символами беззаботного и счастливого детства.