Саундтреки лета: "История игрушек 3", "Начало" и "Скотт Пилигрим"
Лето время кино большого и саундтрека могучего. Никакой декабрь с его высокобюджетниками не сравнится с летним блокбастером ни по числу, ни по разнообразию. Тут вам и мультфильмы, и новеллизации мультфильмов, и малюбюджетная фантастика, и высокобюджетный киберпанк, и исторические приключения, и просто кинокомикс, хотя и очень необычный. Как всегда, представляем вам лучшие звуковые дорожки завершившегося сезона в порядке выхода фильмов на экраны.
«История игрушек 3» Музыка и исполнениеРэнди Ньюмана
Режиссёр: Ли Ункрих
Рэнди Ньюман начинал свою карьеру вовсе не с пиксаровских мультфильмов, но именно «История игрушек» некогда сделала ему имя и навсегда определила композиторское амплуа (назвать по памяти его киноработы отважатся только персональные фанаты), неудивительно, что та любовь, с которой луизианский маэстро обратился к старым героям, просто светится из каждого пассажа огромнейшего альбома на 17 дорожек, начиная с отсылок к старым временам (не только своим, в смысле франчайза, а вообще — от «Звёздных войн» и далее) и заканчивая абсолютно хулиганскими жанровыми переходами от кантри к металлу, от оркестрового звучания к джаз-банде, от лирики к героике, от французского шансона к мексиканским гитарам и трубам.
Каждый герой находит тут своё олицетворение (а Базз, разумеется, все три), каждый поворот их приключений — свою иллюстрацию, наконец, затяжной лирический финал вернёт всё к классическим мелодиям тех времён, когда Голливуд был маленький.
В общем, настоящему фанату трилогии пройти мимо этого диска просто нельзя.
«Химера» Оригинальный саундтрек фильма
Композитор: Сирил Офор
Режиссёр: Винченцо Натали
Атмосфера триллера в замкнутом пространстве от композитора зависит ровно настолько же, как и от оператора с художником. А может, и больше. У Микла Бритша с «Пандорумом», как помним, не вышло, хотя средствами он пользовался весьма широкими. Однако мало распихать по звукоряду потусторонние звуки, нынче щедро поставляемые производителями синтезаторов. В данном варианте перед нами ситуация с точностью до наоборот — минимум специализированной звуковой составляющей при максимуме конечного результата. Для Сирил Офор «Химера» — первая работа в по-настоящему большом кино, и права на ошибку или халтуру у композитора не было. С удовольствием отмечаем, что ни первого, ни второго в альбоме не прослеживается.
Непосредственно к саундтреку более всего подходит термин «музыкальное оформление»: минималистские темы, фоновые звуки, бьющая по нервам атоналика после оцепенения на аккордах-сталактитах... если фильм не просмотрен, впечатление, наверное, столь ярким не будет. Но когда музыка позволяет воскресать в памяти всем событиям, от движения икс-хромосом на начальных титрах, сквозь трансформирующуюся тему колыбельной, до финальной панорамы гнетущего мегаполиса — тогда и возникает полный эффект присутствия, фильм становится не только увиденным, но и услышанным. И пусть некоторые дорожки слегка просвечивают оркестровыми красками и мотивами Эрика Серра. Пусть иногда в треках прослушиваются эскапады Джерри Голдсмита а-ля «Чужой» и “Hollow Man”. Ровно в той же степени это авторская работа. С чем и можно от души поздравить автора, пожелав ему долгой дороги в большом кино.
«Повелитель стихий»
Музыка Джеймса Ньютона Ховарда
Режиссёр: М. Найт Шьямалан
Интересная всё-таки личность Джеймс Ньютон Ховард. Его фильмография исчисляется десятками работ, диапазон жанров поистине огромен: от мистических триллеров на грани шедевра до беспредельных в своей вторичности горных аттракционов и комедий проходного порядка. Режиссёры любят приглашать его в свои картины. Потому, что знают: это беспроигрышный вариант, давно отлаженная мастерская, которая работает быстро, качественно и без сбоев. Создателем ли он является или разработчиком материала, принимает знамя, выпавшее из рук предшественника или приглашён в картину ещё до начала съёмок, на двоих ему соображается или в одиночку — конечный продукт всегда радует ухо слушателя. И не нужны ему годы «погружения в волшебный мир фантазий» для успешного результата — он за три месяца сочинит саундтрек к огромной картине без видимых усилий.
Есть симфония «Властелин колец», а теперь есть и сюита «Повелитель стихий». Именно так называется первый номер альбома: 15-минутное многокрасочное симфоническое полотно, в котором преподносится звуковая квинтэссенция всей полуторачасовой картины. Только после этого начинается собственно саундтрек. Главное свойство альбома — отсутствие навязшей в зубах «культурологической составляющей»: лихая героика, трогательная лирика, возгласы-песнопения не несут на себе отпечаток интонационных парадигм конкретного музыкального фольклора. В мелодике и Китай, и Индия, и Америка времён Колумба, и даже напевы викингов о Валгалле замешаны в нужных пропорциях. И при этом — никакого ощущения пестроты, никаких вариантов «с бору по сосенке», всё выстраивается в отменную симфоническую картину без единого сгенерированного на синтезаторе звука, коими любят нынче приправлять живое звучание даже маститые композиторы. Это не просто профессионализм, это большой талант.
Далее в обзоре: «Начало» «Центурион» «Скотт Пилигрим против всех»