Бен Аффлек заматерел. Не только как режиссёр, хотя на фоне «Прощай, детка, прощай» тяжело заматереть, слишком весомый три года назад получился дебют, но именно как актёр. Пережив сначала расцвет собственной карьеры как «героя боевика», а потом и провал после двойного провала «Часа расплаты» и «Девушки из Джерси», он надолго удалился в тень, все эти комедии средней руки не в счёт. Из этого тяжело выбираться, многие возвращаются к заметным ролям лишь спустя годы в виде случайно произошедшего героического камбэка. Это очень непросто, и иногда для этого нужно стать режиссёром, начав в конце концов снимать и самого себя.
Город воров трейлеры
И потому главным вопросом «Города воров» была не точность сложнопостановочного ограбления банка, не режиссёрская удача в сложнейшем жанре криминальной драмы (конкуренция тут ого-го), не возвращение в строй Аффлека-сценариста (тут уж какие сомнения, учитывая прошлые работы, включая совместный с Мэттом Дэймоном «Оскар»), а именно — станет ли слащавый «киногерой» Аффлек главным героем, на котором будет держаться нить повествования не потому, что так написано в синопсисе, а потому, что так будет показано зрителю.
Собственно, что Аффлек заматерел, выясняется с первого же кадра. Вроде те же глаза щенка-подростка, небритость яппи и улыбка дворового дурачка. Но что-то в нём за прошедшие годы кардинально изменилось, так что он внезапно перестал быть в кадре очередным прообразом Винни Чейза из сериала «Красавцы», а действительно стал частью всей этой современной гангстерской истории, которую ещё до премьеры начали сравнивать с «Отступниками» Скорсезе.
Общего тут и правда много — семейная «омерта», полицейские, жертвы и преступники, живущие на расстоянии одного квартала, предательства и ложь, а также ложь как способ уйти от предательства, и даже вечная парочка Дэймон-Аффлек смотрят друг на друга по-собачьи преданными взглядами.
Нету, правда, гонконгского прототипа с его замысловатым выходом на развязку, зато есть бостонская атмосферность да масса посторонних персонажей, временами переусложняющих драму, привнося в неё паразитные элементы сериала «Побег».
А ещё есть история взаимоотношений в треугольнике сводных братьев и подозреваемой банковской менеджерши, которая и составляет костяк сюжета, оставляя все эти ловкие ограбления, затянутые перестрелки и тюремные разборки лишь антуражем, не более.
Есть семья, где все тебе должны, а уж ты как всем должен — вовек не расплатишься, а есть внезапная криминальная любовь к посторонним людям. Вот герой Аффлека и мучается — что важнее, брат-отморозок с девятью годами отсидки, отец с пожизненным, цветочник с жирдяем на входе или эта совершенно посторонняя барышня, случайно попавшаяся на их пути.
Пусть последняя тоже кое-что заслужила.
«Город воров» всю дорогу грешил гангстерскими банальностями ради ещё более стародавнего вопроса, но то, как он дал на него ответ, стоит дорогого. И уже на фоне этого ответа можно начинать со вкусом разглядывать и опасного героя Джереми Реннера, и нестареющего «цветочника» Постлетвэйта, и вполне своеобычного Криса Купера, который, кажется, не менялся со времён «Красоты по-американски». А ещё в фильме есть Ребекка Холл, которая ещё раз с успехом продемонстрировала, что Вуди Аллен плохих актрис не привечает.
В общем, мозаика сложилась буквально на последних секундах. Фильму, как и нам, повезло. До встречи в кино.