Ежедневно ходить на работу — скучно. Хотя, что-то героическое в этом, безусловно, есть. Поэтому когда предсказуемые будни прерываются неким кордебобелем, это, безусловно, развлекает работников. Одни называют это приключением, другие катастрофой, а режиссёр Тони Скотт назвал «Неуправляемым» — новым фильмом-катастрофой о сумасшедших поездах и рассудительных машинистах. Последний — в исполнении безупречного Дензела Вашингтона.
Со времен «Аэропорта» Артура Хэйли, неуправляемые поезда, автопилотные самолеты, скоростные автобусы и тонущие корабли бороздят просторы киноэкранов, словно мошкара тёплым летним вечером. Зритель уже и перестал их замечать, кажется, этот жанр навсегда откочевал в гостеприимные свинарники студии «Асилиум».
Неуправляемый трейлеры
Вот так думают многие. И в данном конкретном случае ошибаются. Потому что Тони Скот снял не просто фильм-катастрофу, и не триллер-боевик, а настоящую производственную драму. О том, что и в мирной жизни есть место подвигу. До боли родной нам жанр, невесть как забредший в буйные степи Голливуда и разогнанный до умопомрачительного ускорения.
Итак, Фрэнк, матёрый машинист, проработавший на железной дороге без малого 30 лет. И вот теперь его досрочно хотят выпроводить на пенсию, хотя он, безусловно, мечтал не об этом. А кондуктор Уилл, наоборот, молод, мечтает сменить работу, но увольнение ему не грозит, так как он родственник руководителя профсоюза на железной дороге. А вместе им предстоит героически остановить поезд с опасным грузом, который нерадивый машинист отправил на линию без себя любимого.
Мало того, что сюжет банален, он ещё и неправдоподобен. Дело в том, что вся эта история про сбежавший поезд физически не могла случится. Никогда. Современные поезда не умеют ездить сами. Их водят комплексные локомотивные системы безопасности, или, как их называют железнодорожники, КЛУБ. Их движение контролируют станционные системы сигнализации, централизации и блокировки, которые автоматически тормозят локомотивы на запрещенных сигналах светофора, и, опять же, автоматически ограничивают их скорости на опасных участках. Одним словом, гражданские права и свободы поездов, решивших пошалить, нещадно узурпированы.
Всё, что угодно может произойти с поездами, любые фантастические истории. В реальности в них даже забивают сваи на полном ходу. А вот то, что происходит в фильме, не происходило никогда.
Уяснили? А вот теперь забудьте. Забудьте категорически, как будто никогда и не слышали. Забудьте напрочь и примите контрольную пачку качественного амнезина. Потому что иначе смотреть этот фильм вам будет невыносимо. И вы не получите от него никакого удовольствия. А удовольствие таки есть.
Тем более, у авторов есть железное оправдание. Всё это таки было на самом деле. Ну, не совсем так, и не совсем там, но, тем не менее, фильм поставлен по реальным событиям. 15 мая 2001 года, когда товарный состав из 47 вагонов, среди которых были и цистерны с потенциально опасными жидкостями, отчалил из городка Толедо, штат Огайо, без вмешательства человека, но напутствуемый добрыми пожеланиями о такой-то матери из уст отставшего машиниста.
Далее всё развивалось по штатному расписанию, хотя и на фоне небольшой истерики служащих дороги. Через 66 миль, миновав 3 небольших незаселённых пункта без семафоров, поезд-беглец устало замер на путях. Скучно и банально остановленный той самой системой безопасности.
Сказать, что сценарист Марк Бомбак (автор четвёртого «Крепкого орешка») несколько приукрасил ситуацию — это назвать Баскова скромнягой-парнем. Сказать, что Тони Скотт снял скучное кино — это назвать Жириновского унылым. Да Скотт не был бы Скоттом, если бы не соорудил из фильма настоящее зрелище. А что же вы ждали от автора «Последнего бойскаута»? Документального кино? Я вас умоляю.
Безупречный монтаж, и не какая-нибудь вам дёрганая камера, а выставленные с математической точностью планы и панорамы. Живые (!) каскадёрские трюки, о которых мы уже начали забывать, без всех этих мерзко-стерильных компьютеров. И между прочим, скачущий аки молодой олень по крышам вагонов на бешеной скорости самолично Дензел Вашингтон. Он сам выполнял этот трюк. И чертовски живые персонажи, играющие простые жизненные истории, а не вымученные супергеройские страсти. Чего собственно (а вовсе не трюков) лично я и ждал от Вашингтона.
И кроме всего прочего, динамичный захватывающий сюжет. Банальный, предсказуемый, но динамичный. Атмосфера такого напряжения, что в ней можно заряжать автомобильные аккумуляторы. Визг тормозов, лязг сцепок, снопы искр, километровая торпеда поезда, таранящая пространство и жрущая километры рельс с элегантностью бегемота. Неотвратимо наваливающаяся на зрителя десятками тысяч тонн стальных конструкций. И скорость, скорость, скорость в каждом кадре. Очень много скорости.
Зато никаких террористов, спецназа, заговоров, стрельбы и всего один взрыв. Но и его хватило за глаза.
Тони Скотт взял абсолютно неправдоподобный, ярмарочный, полный штампов сценарий и соорудил из него захватывающий, почти документальный по иллюзии правдоподобия фильм. Он сделал чудо. Ему удалось физически транслировать зрителю ужас не перед выдуманными кошмарами и чудовищами, а перед тем, к чему мы привыкли относиться легкомысленно. К тому, что окружает нас каждый день.
Тяжёлый грузовой локомотив, безусловно, стал одним из главных героев фильма. Прокатившись от первого до последнего кадра, с нарастающей скоростью, он заставляет зрителя понять, насколько тот беззащитен перед лицом катастрофы. Катастрофы, сооруженной руками самого человека.
Мы любим мощь, преклоняемся перед силой железных машин, созданных цивилизацией, желаем закачать в цилиндры наших автомобилей целые табуны необузданных лошадей. Но забываем, какую ответственность на нас это возлагает.
До встречи в кино.
617 Прочтений • [Неуправляемый: Три топора] [16.09.2012] [Комментариев: 0]