Три богатыря и Шамаханская царица: Три орешка без Золушки
Главное новогоднее желание всех, кто любит анимацию — почаще видеть отечественные полнометражные мультфильмы на наших экранах. Студия «Мельница» определённо приближает нас к осуществлению этой мечты. В последние годы именно богатырская сага заставляла зрителей радоваться тому, что отечественная полнометражная анимация не только существует, но и появляется в широком прокате, где имеет немалый успех. Выхода каждой новой истории о приключениях трёх богатырей с нетерпением ждут не только потому, что зрителям полюбились былинные персонажи с ироничным бликом современности на шлемах и мечах, но и потому, что регулярное их появление свидетельствует о здоровом функционировании организма нашей киноиндустрии.
А ведь организм этот давно истерзан всякими аутоиммунными заболеваниями и каждый год рискует быть подключенным к аппарату искусственного дыхания. И фактически единственными, кто поддерживает нашего не мнимого целлулоидного больного, остаются отечественные аниматоры.
Само существование «Трёх богатырей» можно считать новогодним подарком. Тем более что по сути они таковым и являются, ведь отрадно, что бесчисленные морозные январские выходные могут быть украшены семейным походом в кино. Потому что отсутствие детского репертуара в кинотеатрах не пугает лишь до того мгновения, пока не озаботишься вопросом, на какой фильм сходить с ребёнком в дни школьных каникул. Вот тут-то «Богатыри» как раз придутся ко двору и ко времени.
Но пришло время загадки былинной. Если богатыри сильны, как никогда, и нет сильнейшего среди равных, отчего же три богатыря с Шамаханской царицей впридачу проигрывают в силе каждому богатырю в отдельности? Что же стало с силушкой богатырской? А случилось горе горькое: сценарий слабый называется. Сценаристы непостижимым образом делают из всего интересного и главного обыкновенное и эпизодическое. Во-первых, это касается богатырей. В четвёртой части у каждого из них скромное камео вместо яркого участия в сюжете в качестве главных героев.
И проблема не в том, что теперь они втроём спасают Русь-матушку, а значит, каждому отводится меньше экранного времени. Их подвиги, приключения, поступки настолько скромны, что превращают их в своеобразных свадебных генералов, что тем более обидно — ведь это их сказка. Во-вторых, в сценарии — камео у собственно сюжета. Шамаханская царица со своими проблемами омоложения — это, конечно, многообещающее начало, но потом её борьба с богатырями носит весьма условный характер. Символом этой борьбы служит войско царицы, появляющееся по воле ворона — при этом оно, как появляется, так и исчезает: вроде и стоит перед тобой войско басурманское, врагов тьма-тьмущая, а вроде бы и биться с ними не нужно — что ж силушку-то богатырскую зря тратить на то, что и само исчезнуть может.
Во всех предыдущих частях противники богатырей были колоритными и действительно грозными для стольного Киев-града. С ними и сражаться интересно и весело было, и хитрость для этого была нужна, и сила, и остроумие. А здесь и Гюльчатай Шамаханская какая-то пресная, и войско у неё уныло-вялое, и ворон-советчик — совсем не сказочный стратег-злодей: маловато у него идей — не равный он соперник даже коню Юлию, не то что трём богатырям. И это проблема именно сценаристов, потому что, например, актёры, озвучивающие персонажей, делают всё, чтобы они были яркими и многогранными. Анна Геллер, подарившая Шамаханской царице голос, делает всё возможное, чтобы в персонаже появилась интонационная изюминка — и лишь благодаря стараниям Геллер и словно вопреки воле сценаристов царица оживает.
Собственно, создаётся впечатление, что аниматоры и актёры изо всех сил стараются поддержать традицию богатырской саги, взяв из прошлых серий всё лучшее. А сценаристы в данном случае выступают в роли лиха лихого, с которым и борются все создатели картины во главе с режиссёром. Но совладать со слабым сценарием — это не змея Горыныча приручить. Сценарий либо хорош, либо его можно охарактеризовать словами коня Юлия: «Живем мы хорошо. Царь наш совсем спятил и попал в беду». Как Золушка без бала, принца и волшебства была бы простой трудолюбивой падчерицей без будущего, так и богатыри без изобретательности сценаристов превращаются в обыкновенных силачей без былинного прошлого.
С лёгкой руки авторов сценария в фильме даже у юмора своеобразное камео: вроде бы «пингвин шамаханский», бесстрашные жёны богатырские и «я не лошадь — я конь говорящий» — всё это весело, но ощущается в этом какая-то мимолётность; смешные реплики звучат как «специально приглашённые шутки»; исчезла из сценария магия лёгкости и остроумия, которая была отличительной чертой предыдущих частей и присутствовала не только в диалогах, но и в мизансценах, и в характерах.
И всё же зрители могут порадоваться новой встрече с любимыми героями, восхититься молчаливым осликом Моисеем; отметить замечательные актёрские работы Дмитрия Высоцкого (конь Юлий), Сергея Маковецкого (князь) и всех актёров, озвучивших героев фильма. Всем создателям картины хочется пожелать в Новом году вдохновения и новых интересных анимационных проектов. А пожелание зрителям — увидеть эти фильмы в кинотеатрах. Что же до сценаристов, как тут вновь не вспомнить Сергея Михалкова:
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.
До встречи в кино.
1676 Прочтений • [Три богатыря и Шамаханская царица: Три орешка без Золушки] [16.09.2012] [Комментариев: 0]