Для простого зрителя счастье, когда на экране по-настоящему смешная комедия. Для продюсеров счастье есть, если удаётся вовлечь в проект одновременно Дайан Китон и Харрисона Форда. Для любителей утренних телепрограмм счастье есть свой завтрак, увлечённо вглядываясь в калейдоскоп задора и бессмыслицы. Жизненные рецепты сменяются кулинарными; пожелания хорошего дня чередуются с прямыми включениями из мест, где у кого-то исключительно плохой день; далее следуют абсолютно бесполезные советы, как куском фольги наточить гусиное перо; потом раскрывается вся правда о том, о чём молчат даже Нибелунги, а говорит лишь молодая журналистка, которая с грамотностью дружит меньше, чем с продюсером шоу.
Доброе утро трейлеры
Зритель судорожно пытается вспомнить, где в последний раз видел фольгу и так же напряжённо соображает, для чего ему может понадобиться гусиное перо. Происходящее на телеэкране напоминает королевство хрустального черепа, где нет мысли, но всё блестит, сверкает и переливается в лучах необузданной фантазии не выспавшихся и потому нечеловечески бодрых создателей утреннего шоу.
Телевизионный мир и в реальности достаточно абсурден, что позволяет ему быть отличным материалом для комедийного сценария, где любую нелепую ситуацию можно довести до абсолюта и, приправив её гротеском, подать публике, которая давно готова рассмеяться, услышав любую шутку, даже не претендующую на оригинальность. Элин Брош Маккенне исключительно повезло: в фильмах по её сценариям играют очень хорошие актёры. Джулианна Мур в «Законах привлекательности», Мерил Стрип — в «Дьявол носит Прада», Дайан Китон и Харрисон Форд в «Добром утре».
Для любого сценариста такие исполнители большой подарок. Именно они своей игрой дарят фильму обаяние и притягательность, делая сценарий исключительно киногеничным. Этот термин не принято использовать, говоря о сценарии. Но он наиболее точно выражает суть того, что происходит с текстом в руках этих исполнителей: на экране он обретает новые грани и оттенки; он не преображается, но выражается полностью, открывая в себе те ракурсы, что были незаметны в сценарии на стадии манускрипта и, возможно, так и не проявились бы, достанься роли другим.
Актёры не делают реплики смешнее, но они дарят им сочетание живости и уместности, что придаёт всему фильму очарование и своеобразную жанровую самодостаточность. Но, став очаровательным, фильм так и не обрёл индивидуальность. Это не укор, а лишь констатация факта. Ведь в способности, например, Роджера Мичелла работать как с комедийным, так и с драматическим материалом, сомнений не возникает. Так же, как и в его умении представить актёра на экране в лучшем свете. Номинация Питера О'Тула на «Оскар» в 2007-м за «Венеру» весьма показательна в данном случае, ведь за четыре года до этого актёра наградили почётным Оскаром, что означает: Киноакадемия официально и с почестями попрощалась с тобой, поблагодарив «за проделанную работу», и уже не планирует оценивать твои дальнейшие роли. Отныне ты назначен официальным представителем Золотого века Голливуда и отправлен на растерзание профессиональным киноманам из киноинститутов всех мастей. А тут вдруг оказывается, что твоя карьера продолжается. И во многом это заслуга Мичелла.
Однако ни мастерство работы с актёрами, ни способность полно раскрыть на экране предложенный сценаристом материал не могут скрыть очевидный факт: за последние годы изменился сам подход к созданию комедий. И это особенно заметно, если сравнить десятилетней давности «Ноттинг Хилл» Мичелла с его новым произведением. И главное отличие в том, что в «Ноттинг Хилле» была индивидуальность. И назовись теперь кто-то представителем издания «Лошади и гончие», мы тут же вспомним «Ноттинг хилл», а не какой-то другой, пусть и очень хороший фильм. Индивидуальность картины непосредственно связана, в частности, с возможностью зрителя ассоциировать какую-нибудь деталь, цитату, ситуацию с конкретным фильмом. И для комедии это особенно важно. Как бы давно не вошла в обиход, например, фраза «у каждого свои недостатки», её первоисточник известен всем.
В «Добром утре», как и в большинстве современных комедий, нет подобных фраз и шуток. Хотя шутят здесь часто, и это неизменно вызывает смех в зрительном зале. Но из комедии положений фильм превращён в комедию «приложений», и прилагается здесь к хорошим актёрам некая комедийная конструкция с шутками-кочевниками, которые мигрируют из фильма в фильм, из сериала в сериал, претерпевая лишь минимальные изменения, что не делает их менее смешными.
Шутки про аудиторию утренних телешоу; смельчак, готовый ради рейтинга в прямом эфире спрыгнуть с парашютом, сделать татуировку, прокатиться на американских горках; пререкающиеся в эфире ведущие; разбалованный сноб-новостник, отказывающийся произносить слово «пушистый». Зритель останется доволен, ведь юмора в фильме предостаточно только ассоциироваться эти шутки будут не с конкретной картиной, а с чем-то абстрактно смешным и виденным где-то в кино или по ТВ. Это даже не использование шаблонов это такой ловкий ход, когда авторы смешат публику не собственно комичностью материала или сцены, а обращаются непосредственно к чувству юмора зрителя, которое, даже если и есть не у всех, то при определённом стечении обстоятельств может проявиться у каждого.
Стечение обстоятельств появление в кадре чего-то простого, понятного для тех, кто готов, чтобы его рассмешили. Ведь нынче комедии это нередко не сам смех, а ожидание смеха. Зритель готов к тому, чтобы его развеселили: вот тут-то весьма к месту будут многие шутки «Доброго утра»: и внезапный выстрел, и неверный титр под фотографией бывшего президента, и пьяный герой Форда, и слегка неуклюжая героиня Рэйчел Макадамс. Для неё эта роль удачное дополнение к фильмографии. Её героиня достаточно мила, трогательна и импульсивна, чтобы персонаж полюбили зрители, а актрису похвалили критики. Ведь она ни в одной сцене не уходит в тень Китон и Форда, что для любой молодой актрисы большое достижение.
Что же до звёзд с большим голливудским стажем, то им предложено решить их персонажей в самой понятной для зрителя комедии стилистике эксцентрики и преувеличения. Вот Форд и мечется между откровенно акцентированной мимикой на грани с кривлянием и маской непроницаемости а-ля Бастер Китон, а однофамилица Бастера Дайан вынуждена то появляться в розовой балетной пачке, то целовать жабу...
Драма в фильме возникает в уже традиционной для современных комедий манере: весьма неожиданно, неуклюже оправдывая своё существование в данной истории семейными ценностями, и уходит из сюжета так же внезапно, громко хлопнув дверью. Так было в фильме «Впритык», так случилось и в «Добром утре».
Но несмотря ни на что, это смешная комедия, а посему счастье есть фриттату, приготовленную Харрисоном Фордом. А если вы не любитель омлета, почему бы вам не повеселиться, следя за милой историей о том, как далеко можно зайти в погоне за рейтингом. Ведь в некотором роде героиня Макадамс обыграла популярного героя Джесси Айзенберга: ей всё-таки удалось завести миллионы друзей, не нажив ни одного врага.