Что это было? Каким образом вроде бы неплохой режиссёр Кевин Макдональд, которому даже вручали кое-какие наградки, дошёл до такой жизни? Что его подкупило? Может, родные шотландские горы? Его «Орёл», играющий на поле ещё совсем свежего «Центуриона», предполагался всё той же беготнёй римлян по лохнессам, только уже под светом голубой луны. Но вышел химерой столь нежизнеспособной и безобразной, что её хочется стремительно сжечь.
Буквально в первых же сценах, когда лощёный Татум прибывает в свой новый легионерский офис и получает значок со шкафчиком в раздевалке, становится очевидно, что Макдональд чего-то попутал.
Орёл Девятого легиона трейлеры
Хочется верить, что товарищ действительно был слегка не в себе или хотя бы превратился в ослепшего Антуана Фукуа, потому что снимал он отнюдь не историческое кино, а какой-то дубовый армейский или полицейский боевик. Легионеры носят щиты, мечи, становятся «черепахой», но ведут себя так, словно гоняют наркоторговцев в Гарлеме и ловят пули зубами. А папаню главного страдателя будто вовсе застрелили, когда он выписывал штраф за неправильную парковку.
Начав «Нападения на 13-ый участок», Макдональд завершает всё бадди-муви вроде «Плохих парней». Гордо разделав всех ублюдков, герои уходят в закат, ухмыляясь и вопрошая «Ну, что теперь, напарник?». Впрочем, на эту полицейскую академию у режиссёра ненадолго хватает веществ — только на начало и конец. А между ними творится маразм несколько иного рода.
Короткие сражения против Британских Дикарей внезапно оборачиваются латентной «Горбатой горы», где губастые накрашенные мальчики долго, глубокомысленно переглядываются, пафосно откровенничают и держат друг друга за яйца за плечи. И лишь где-то на середине фильма, в полушаге от эротических вздохов и шуршания в палатке, все вдруг осознают, что, эта, надо бы сценарий придумать. И тут же легионер-инвалид с хитрым рабом отправляются куда-то на край света, где приключения, бармалеи, защита отцовской чести, злобные перекрашенные племена, шабаши, Мордор и всякие мертвецы в лесах.
Именно в этот момент «Орёл» превращается во что-то смотрибельное. Кони едут, горы стоят, Дод Мантль снимает. И никаких особых режиссёрских взглядов, никаких туманных «сюжетов» — и фильму легчает, и тем, кто за этой клиникой наблюдает. Герои едут вдаль, герои едут вдаль под дождём, герои останавливаются и смотрят на горы — это удачно способен снять даже Дэвид Йейтс. Потому что режиссёр для этого особо не нужен. А Мантль свои номинации и статуэтки получал и получает явно по заслугам, в отличие от некоторых.
Но скоро фильм уже возвращается на круги своя, где одно осмеянное клише сменяется другим, где всё, как в образцовой графомании, появляется внезапно, просто так и чтоб было. Без логики, проработки, но обязательно эффектно. К долгожданной кульминации Макдональд окончательно растворяется в пространстве. Чумазые аборигены вальяжным пешим ходом догоняют беглецов на лошадях, раб собирает по всем шотландиям седых дезертиров-легионеров для Финальной Битвы, а Марк Стронг выпрыгивает из кустов, наверняка втайне довольный, что загримирован до неузнаваемости.
Чего в итоге снимал режиссёр — непонятно. Кажется, он сам этого никогда не понимал. Жанры сменяются резко и часто, актёры в шаге от того, чтобы пойти дубасить аборигенов фаллоимитаторами, а штампы и абсурд водят хороводы, словно в какой-нибудь анимационной сатире на Голливуд. А потому сравнивать «Орла» с последним фильм Нила Маршалла как минимум неуместно. «Центурион» на его фоне выглядит люто, бешено правдивой документалкой из цикла «BBC живая природа».