Идея создать лёгкую романтическую комедию сама по себе прекрасна. Кто бы из нас не хотел, чтобы отечественный кинематограф был разнообразен, и в нём нашлось место всему: и чистому жанру, и полёту авторской фантазии, прерванному призом на знаменитом кинофестивале, и жанровым коктейлям на любой вкус. Чтобы каждый зритель, покупая билет в кинотеатр, мог найти там то, что превратит именно его заснеженную февральскую поляну в земляничную.
И как было бы хорошо, воспользуйся авторы «Выкрутасов» тем, что дарил им жанр и продюсерские способности Бекмамбетова. Решили снять комедию с элементами свадебного переполоха? Замечательно! Благодаря выбранному жанру вы имеете полное право жонглировать штампами, вызывая у зрителя не раздражение, а лишь улыбку умиления, ведь он готов следить за историей, где здравый смысл уступает место невероятному вымыслу. Бюджет позволяет пригласить хороших актёров и по совместительству звёзд отечественного экрана?.. Ещё лучше!
Теперь вы смело можете ехать к неизбежному хэппи-энду хоть на дорогой иномарке, хоть в плацкартном вагоне поезда Пальчики — Москва. Это ещё и футбольная история?.. Что может быть трогательнее футбола, в который играют двенадцатилетние, а побеждают беспризорники? Вот уж воистину: «мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». И пусть эти рекорды будут в области кассовых сборов, где «между тучами и морем гордо реет Бекмамбетов, черной молнии подобный».
Ах, бюджета ещё хватит, чтобы оплатить командировку на московский пленэр голливудской звезды — да не одной, а вместе с мамой?.. Это же прекрасно: публика толпой ринется в кинотеатры, чтоб хоть одним глазком взглянуть на то, как «эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала» и послушать «русский без словаря» очаровательной Милы. Почему же сотрудники «Базелевса» не сочли нужным в полной мере воспользоваться тем, что было в их распоряжении, и была это далеко не синица в руках, а целый журавлиный клин талантов и возможностей?.. Почему бутон так и не превратился в прекрасный цветок? Что это за сломанные побеги зрительских надежд и предвкушений?..
Возможно, кому-то покажется, что в фильме есть всё, что так влечёт зрителя в кино: звёзды, жанровые уловки, футбольный драйв, беспечность персонажей и беззаботность жизни. Но на самом деле в фильме нет ничего, кроме демонстрации того, каким фильм мог бы стать, но так и не стал. А несколько удачных штрихов, что есть — и те срисованы с «Шаолиньского футбола».
Цитаты в кино — вещь не редкая и полезная, но кавычки всё-таки можно было бы и поставить, а ещё лучше — инкрустировать их собственными идеями: ведь ничто так не украшает фильм, как хороший сценарий. О том, что Бекмамбетов прекрасно умеет снимать рекламу, известно всем, но на удивление «Выкрутасы» выглядят своеобразной антирекламой финального продукта, получившегося из хорошего замысла, чей потенциал, к сожалению, не реализовался.
Конечно, главная роль в картине не у Хабенского, а у Бекмамбетова, который, будучи продюсером, ещё в «Чёрной молнии» начал тренироваться в сведении роли номинальных режиссёра и сценариста к функции безмолвного и по сути бесправного статиста. В «Ёлках» Тимур Нуруахитович, повторив пройденное, отшлифовал мастерство, что позволило ему в «Выкрутасах» не то что абсолютно лишить Левана Габриадзе полнометражного дебюта, но уж точно отобрать у него право на любое свободное художественное высказывание. Остаётся только надеяться, что такое положение вещей с самого начала устраивало самого Габриадзе.
Нет ничего предосудительного в том, чтобы в процессе работы над фильмом многое менять: сценарий, первоначальный замысел, актёрский состав — да что угодно. Но жизненно важно, чтобы в конце концов был создан сценарий пусть с простыми и предсказуемыми, но продуманными сюжетными линиями. Чтобы эти линии, пересекаясь на экране, не пугали друг друга, а главное зрителя своей несовместимостью и нелепостью. Сценарий «Выкрутасов» переписали несколько раз, но очевидно так и не придумали и не выстроили финальную версию истории, а лишь взяли по абзацу из каждого варианта. Точно так же подошли и к монтажу картины. «Выкрутасы» производят впечатление не самодостаточного фильма, а в лучшем случае — фанатского ролика на ютубе. В духе тех, что сотнями создаются киноманами-умельцами всех мастей и размещаются в сети под звонкими названиями «Дэвид Линч в стиле диснеевской анимации», «Матрица, снятая в Болливуде», «101 далматинец: кровавый хоррор» и т.д.
Кажется, то, что мы видим на экране — вовсе не окончательная версия «Выкрутасов», и фильм можно монтировать до бесконечности, меняя не только сюжет и характеры, но и атмосферу картины. И это было бы даже забавно, если бы речь шла о видеоролике, сделанном для друзей в социальных сетях. Но речь идёт о кино, о фильме, созданном талантливым Тимуром Бекмамбетовым, который прекрасно знает, что самое главное в фильме — неслучайность каждой детали и целостность замысла. Любая режиссёрская работа Бекмамбетова — от рекламного ролика до голливудского «Особо опасного» говорит, даже кричит о том, что его богатое воображение и очевидная пластическая одарённость рождают совершенно конкретные визуальные образы, которые расположены не хаотически, а в единственно верном для воплощения режиссёрского замысла порядке.
Тот факт, что создатели «Выкрутасов» позволили себе полнейший сюжетный и кинематографический хаос, разрушив целостность замысла, истории, характеров — как ушат холодной воды выливается на головы зрителей, поэтому многое в сюжете окажется несовместимым, даже главные персонажи кажутся вставными; все связи между событиями и героями разрушены, а те, что сохранились — случайны и не мотивированы ничем: ни внутренней логикой истории, ни «лёгким жанром». И это вдвойне печально, потому что все, включая Бекмамбетова, Урганта, Хабенского и всегда очаровательную Йовович, способны на большее и могли бы создать замечательную романтическую комедию. А с «Выкрутасами» зритель получил прямо какой-то «не день Бекхэма». Скорей бы финальный свисток и подготовка к новому матчу и новому фильму.