В отличие от того же У. Гибсона, Филип К. Дик не заморачивался, и в своих произведениях, особенно малой и сверхмалой формы, чего только не писал — от бытовых мелодрам с небольшим налётом фантдопущения до забубенного киберпанка с небольшим налётом бытовой мелодрамы. И всё это буквально просится на монтажный стол, с бюджетом от нуля до опупения, причём как правило, результат оказывается в разной степени не имеющим ничего общего с первоисточником. Ни «Вспомнить всё», ни даже «Бегущий по лезвию бритвы» по большому счёту не оставили от оригинала ничего кроме, общей идеи, да и как иначе превратить пятистраничный рассказ в 70 страниц сценария полного метра?
Меняющие реальность трейлеры
В этом смысле все рассуждения вокруг киноверсий Филипа Ка ведутся исключительно в ключе сохранён дух оригинала или не сохранён. Как водится, версии расходятся, и степень культовости результата в итоге начинает метаться между тремя полюсами (есть ещё кассовые сборы), опять же, уж больно выдающийся коллектив авторов брался за Дика — Скотт, Спилберг, Верховен. На этом фоне с одной стороны не стыдно и облажаться — «я снял хуже Спилберга» звучит куда приятнее, чем «я снял хуже Бекмамбетова», а с другой ещё приятнее удержать планку, сняв за скромные деньги прекрасное кино.
В этом отношении сценарист Нолфи, дебютируя в кресле режиссёра, в любом случае ничего не проигрывал. Да и то сказать, «Команда корректировки» — это именно тот случай, когда перед нами именно что «бытовая мелодрама с небольшим налётом фантдопущения», да и то успешно цельнотянутого с «Неба над Берлином» (ну, и двери тоже какие-то спёртые). Пущай господа религиоведы дискутируют о подобной механистической трактовке Высшей воли и прочего Божьего промысла, мы же обратимся к конкретному фильму.
В нём автору всего-то и требовалось — в чём-то в духе того же «Города ангелов» переложить идею на рельсы классической голливудской мелодрамы, добавить туда романтически настроенных мужчин в шляпах и с грустными глазами. А будет там в результате конгрессмен и танцовщица или сантехник и домохозяйка — в общем-то и не суть. Хотя улыбчивый «народный конгрессмен» в исполнении Дэймона и танцовщица в исполнении Эмили Блант, конечно, предпочтительней. Что они оба потеряли при этом в общественном транспорте — на это не смог бы ответить даже отечественный классик опрощения Лев Николаич.
Да и шут бы с ней, с логикой. Ведь это само по себе занятно — наблюдать, как деловитые мужчины в пальто бегают то за романтическим Дэймоном, то за гримированной под Марион Котийар героиней. Последняя, к слову, в двух буквально сценах сумела перетанцевать целую оскаровскую дипломантку, но это уже из необязательной программы, а мы ещё даже сюжет не обсудили.
Итак, согласно тому, что было рассказано ещё в ролике, у мужчин в пальто есть План Пятилетки, согласно ему эти двое не должны встречаться, иначе он не станет спойлером, а она — выдающимся балетмейстером. Женское счастье — был бы милый рядом, знаете ли. Бытовуха затягивает. И вот толпы шляпоносцев целыми ночами бдят, тщательно отваживая их друг от друга. Подложить в карман танцовщице фотку Дэймона, где он лежит в объятиях Бена Аффлека, ни сценаристу, ни мужчинам в пальто почему-то мысль не приходит, а потому вся история так и будет вращаться между досадными или счастливыми случайностями, периодически сползая обратно в историю ЗОГа с его лоботомией и другими методами карательной психиатрии.
Впрочем, как мы уже договорились, несмотря на режиссёра, написавшего «Ультиматум Борна», перед нами всё-таки в первую очередь мелодрама, и вот она снята и прописана на диво хорошо. Все эти «я тебя полюбила ты меня разлюбил дождь», в отличие от грустных метаний мужчин в пальто и дурацкого прикола с волшебными шляпами, выглядят очень мило, атмосферно и продуманно.
Когда же эти двое прекращают ворковать и начинают, наконец, бегать по подъездам под саундтрековые там-тамы, зритель имеет возможность просто насладиться хорошо поставленным видовым кино про нью-йоркские достопримечательности, в отличие от родных мест уроженцев Нью-Джерси, в окрестностях Центрального парка с этим всё в порядке. Осталось забраться уже, как водится, на крышу какого-нибудь заметного небоскрёба, и финита. Раздача слонов и люлей, занавес.
Итого получилась бодрая, лаконичная, лирическая постановка с патентованной диковской фантшизофренией, без слёз, соплей и героических криков «не-е-ет» в диафрагму. А План и правда с самого начала был дурацкий.
До встречи в кино.
966 Прочтений • [Меняющие реальность: Всё идёт по плану] [16.09.2012] [Комментариев: 0]