Традиционный для зимы предмет обсуждения в нашей музыкальной рубрике — звуковые дорожки к оскаровским номинантам. Некоторые из них мы уже освещали (в том числе победитель в номинации за лучшую песню мультфильм «История игрушек 3», его конкурент мультфильм «Рапунцель», обладатель «Оскара» за лучший оригинальный саундтрек фильм «Социальная сеть» и номинант в той же категории фильм «Начало»), сегодня речь пойдёт ещё о четырёх звуковых дорожках оскаровских претендентов на звание лучшего фильма этого года (включая непосредственно победителя), об одном несправедливо несостоявшемся номинанте из числа декабрьских блокбастеров, будет обсуждаться также и представитель традиционного зимнего сезона, жанровый до состояния нестояния. Итак, приступим в порядке выхода фильмов в российский прокат:
«Трон: Наследие» Оригинальный саундтрек фильма
Музыка Daft Punk
Режиссёр: Джозеф Косински
Вообще, категория «саундтрек» в этом году внезапно оказалась самой скандальной. Началось всё с дебатов вокруг трактовки слова «оригинальный», что выбило из состязания несколько заметных претендентов (в частности «Чёрный лебедь», о котором ниже), но даже в прореженном состоянии (номинантов-то всего пять) за попадание в эту пятёрку случилась форменная драка, в результате которой например «Трон 2» вообще пролетел мимо шорт-листа. Какой логикой в итоге руководствовались киноакадемики, согласно которой электронщина французского дуэта «Дафт панк» так уж сильно хуже электронщины победителей Росса и Резнора — совершенно непонятно. Понятно одно — если не считать спецэффектов (за которые фильм также не был номинирован, тогда как зачем-то было номинировано иствудовское «Потустороннее»), звуковая дорожка — несомненно, главное достоинство фильма Джозефа Косински. В отчётном году вообще не наблюдалось, если честно, чего-то сравнимого по мощи, разве что вспомнить только что вышедшую «Битву за Лос-Анджелес», но она-то уже относится к сезону-2011. И на наш скромный взгляд, вебдванольное рассусоливание «Социальной сети» тут вообще ни о чём.
Возвращаясь к «Трону», перед нами звук такой силы, что слушать его надо не в наушниках и не через настольные колонки, а лучше при помощи домашнего кинотеатра, собранного самостоятельно на коленке из усилителя и студийных мониторов. Только тогда удастся изобразить нечто похожее на аймаксовские звуковые эффекты. От басов в процессе повесятся соседи, но это уже их личные трудности, правда?
Что же до самого альбома, пересказывать его нет никакого смысла — это неожиданно близкая (учитывая реноме их авторов — особенно) к канонам классического саундтрека партитура, в которой в меру иллюстративности, в меру эпоса, чётко прослеживающаяся основная мелодическая линия, одна вставная речуга Бриджеса и диапазон жанров от хауса до классической оркестровой партитуры (Adagio For TRON), в новомодной манере совмещения нарочито синтезированных, почти металлических звуков и драм-машин со скрипками и виолончелями. Прекрасный во всех отношениях альбом.
Оригинальный саундтрек фильма на Озоне
«Время ведьм» Оригинальный саундтрек фильма
Музыка Атли Орварссона
Режиссёр: Доминик Сена
Вообще, зима, конечно, самый глухой сезон по части саундтреков. Декабрьские блокбастеры обычно в этом плане унылы, а январь и февраль, если не считать традиционно перенесённых у нас сюда оскароносников, дай бог, если наберут три-четыре вообще хоть чем-то заметных фильма, среди них некоторые отдельного альбома не имеют вовсе (максимум — неофициальные сборники процитированной в кадре музыки), другие просто безынтересны. Так что это хороший повод заметить нечастых в наших обзорах персонажей и повнимательней к ним присмотреться. «Время ведьм» — ровно такая история.
Атли Орварссон (или Ёрварссон, кто как произносит) — молодой, ему едва сороковник стукнул, исландский композитор, время от времени подбирающий себе проекты второго ряда вроде «Вавилона нашей эры», «Четвёртого типа» или «Точки обстрела». Иногда он также подрабатывает исполнителем или аранжировщиком и в заметных проектах вроде «Шерлока Холмса» или «Железного человека». В отчётном сезоне у него вышло сразу два фильма, где он единственный композитор — это «Время ведьм» и «Орёл девятого легиона». Последний фильм в полной мере ужасен (в чём виновата вовсе не музыка), поэтому присмотримся к «Времени ведьм».
Кино это тоже спорное, но в общем и целом встреченное у нас благожелательно, что же касается непосредственно его звуковой дорожки, то в ней композитор не пошёл по пути Ханса Циммера и не стал массово мешать литавры с трубами, нагнетая эпичность. Да, тут будут и хоралы, и боевитое трам-тарарам ударных, но всё это применяется в умеренных дозах и соблюдет стилистику средневекового триллера, при этом помогая не совсем уверенному в себе режиссёру добавить в сцену переправы через мост адреналина, а в сцены сражений — восточной вычурности, которой так не хватает блёклой картинке.
Если же сравнивать не с Циммером, а с его очередным клоном Гарри Грегсон-Уильямсом (см. «Царство небесное»), то тут победа тем более на стороне новичка Орварссона. «Троя» и вангелисовский «Александр», конечно, будут повыше уровнем, но они же не про средние века.
«Железная хватка»
Оригинальная музыка Картера Бёрвелла
Режиcсёры: братья Коэны
Благодарное это занятие — музыку для вестернов писать. То, что вестерн — не просто жанр, а целая вселенная оных, давно известно. И в музыке к ним все направления хороши. Композиторам — раздолье. Один в свирельку дунет, второй затянет гнусавую песню «Далека дорога твоя»... и каждый раз — в точку. Что там у нас в первой пятёрке саундтреков всех времён и народов числится? Правильно, «Великолепная семёрка». Картер Бёрвелл из предложенного списка выбрал вариант нетленной классики оригинального вестерна, что неудивительно. Он из той плеяды композиторов, которому хоть «Адаптацию» подавай, хоть «Форт Аламо» — он везде хорош. Да к тому же и опыт работы с братьями-однофамильцами приличный. Словом, предчувствия не обманули.
Звукоизобразительность — великая вещь, если она вовремя и к месту. Перед нами тот самый случай. Задав нужный тон открывающей The Wicked Flee, точно подслушанной в ковбойском салуне, звукоряд уже не сворачивает с пути дилижанса, медленно, но верно везущего нас по всем перипетиям сюжета. Неторопливо и размеренно, переваливаясь с трека на трек, перед нами разворачивается картина суровой североамериканской природы. Оказывается, композиторы ещё могут создавать визуальную атмосферу при помощи звуков живого оркестра, не прибегая к синтезаторным спецэффектам. Оказывается, живы ещё современные Римские-Корсаковы, не вытеснили их халтурщики, умеющие только на клавиши с предустановленными «звуками ужаса» нажимать.
Фильм, конечно, неоднозначен, и вызывает определённые вопросы при просмотре, но с саундтреком ему явно повезло. Альбом может смело претендовать на заглавие «Сюита о Среднем Западе» — с тем же успехом, с которым он вписывается в картинку, он воспринимается и без череды кадров перед глазами.
Оригинальная музыка из фильма на Амазоне
Далее в обзоре: «Чёрный лебедь» «127 часов» «Король говорит»