Пол: секретный материальчик: Зелёненьким не наливать
Уфологи — страшные люди. Они даже страшнее объекта своей страсти — инопланетных монстров. Какие там пучеглазые карлики с лазером наперевес? Какие, на фиг, «чужие»? Взгляните в глаза любому охотнику за зелёными человечками. То, что вы там увидите, будет страшно — азарт охотника. И вы поймёте: если уж кого и жалеть, так это пришельцев. Не верите? Посмотрите фильм Грега Моттолы «Пол». И слёзы обожгут ваши щёки.
Начнём с того, что как всегда отличились гениальностью наши переводчики. Изящное и лаконичное «Пол» они превратили в «секретный матерьяльчик». Эту игривую тяжеловесную приставку можно было бы вполне принять за безобидный «креатифф» прокатчиков, если бы ни одно существенное обстоятельство — к сериалу «Секретные материалы» фильм Грега Моттолы не имеет ни малейшего отношения. Ни сюжетом, ни темой. То есть любители одноимённого сериала (или наоборот — ненавистники) будут разочарованы: «Пол» вовсе не пародия, а самодостаточная комедия. Но это ещё что. Наши украинские братья нарекли сей шедевр в лучших традициях сельского клуба: «Прибулець Павло». Так что есть ещё куда расти…
Пол: Секретный материальчик трейлеры
Но не будем отвлекаться. Итак, парочка слегка… Да что там «слегка»? Полностью дезориентированных в реальности англичан — Грэм и Клайв, — один из которых любит трешевые комиксы о пришельцах, а второй их даже рисует, отправляются на очередной «всемирный» фестиваль всякого фантастического мусора, сборище гиков «Комик-кон». Причём роли прокажённых фанатов исполняют заодно и авторы сценария фильма — Саймон Пегг и Ник Фрост.
Взяв десяток никому не нужных автографов и сфотографировавшись с парой никому не известных людей, наши герои решают сделать на своем уютном автофургончике тур по местам боевой славы эскадрилий летающих тарелок. Начали они, что неудивительно, с «Зоны 51». Посмотрев в бинокль на заброшенный ангар Министерства обороны, они было отправились в другие не менее занятные места, но тут дорогу им преградил пришелец.
Очнувшись от обморока, наши друзья осознают, что перед ними взаправдашний марсианин. Эталонный. Маленький рост, большая голова, громадные глаза и зелёная кожа. А также дурацкие шорты. И нужно ему только одно: чтобы его подвезли. Где-то впереди его будут ждать корефаны на летающем блюдце, а за ним по пятам гонятся правительственные агенты. Которые, ни много ни мало, хотят вынуть у него мозг. А это расходится с планами Пола, как, оказывается, зовут инопланетного гостя.
В дальнейшем это классическое роуд-муви с погонями для зрителя и полным разочарованием для Грэма и Клайва. Пришелец, оказывается, матерится по-английски как самый последний земной сапожник, любит травку, алкоголь и порножурналы, и знает о реальных приземлённых вещах — как то закадрить телку — гораздо больше наших фанатов. Ещё бы: поднаторел за время пребывания на 51-ой базе ВВС. Но, в общем, как-то не гламурно.
Что радует с самого начала фильма — отсутствие определений «романтическая» или «мелодрама». Вот уж действительно надоели эти бесконечные розовые сопли. Уж лучше зелёные человечки, чем любовь до гроба в выпускном классе. Правдоподобнее, что ли.
Вторая особенность фильма — бюджет. Перед нами полноценный блокбастер ценою 50 миллионов полноценных зеленых рублей. Уточним: не скажу, что я увидел все эти деньги до последнего цента, но полностью рисованный Пол, право, был не хуже Горлума. Разве что гораздо смешнее.
Что ждёт зрителя на протяжении этого путешествия? Персонажи, наматывающиеся на сценарий, как нитки на клубок. Два придурковатых пролетария на джипе, два таких же придурковатых агента ФБР, тоже, что примечательно, на джипе, прекрасная одноглазая дама и её одержимый религией папаша, и на закуску Сигурни Уивер на чёрном вертолете тээм. И очень много пошлости.
Получилось смешно. Нет, ну вправду смешно. Маргинально, простовато, поверхностно, но смешно. Инопланетные фрики — нечастые гости кинематографа. Что мы знали до этого? Детсадовского утенка Говарда да плюшевого Альфа. Теперь есть ещё зеленокожий Пол. Хоть и с пробелами.
После просмотра фильма не отпускает ощущение, что ты смотрел просто часть телесериала. И дело не в закладке будущих приквелов, сиквелов и триквелов. Дело именно в том, что фильм сюжетно сделан по лекалам ситкома. То есть не только телесериалы качеством подросли, но и кино помельчало.
И проблема тут даже не в тупости зрителя, хотя это, кажется, уже считается аксиомой в среде кинопродюсеров. Вовсе не в том, что лишь сериальная 25-минутная продукция может за раз уместится в мозгах сидящего перед экраном поглотителя попкорна. Дело в том, что сам формат, победивший на голубых экранах дуроящиков, потихоньку побеждает и в большом целлулоидном кино. Огорчаться этому можно, победить это нельзя.
А потому, чтобы не лить лишних слёз по безвременно ушедшим киносагам, а также, если вы не совсем уверены, что американцы были на Луне — до встречи в кино.