Жизнь, как известно, конечна. Сколько веревочке ни виться. Вот и возникает мысль, а может ну его? Чего тянуть? В чём собственно и смысл фильмов ужасов: живёт себе человек, и вдруг — бац! — вторая смена. Кстати, то же самое и с самим жанром ужастиков. Слишком долго он живёт на экране. Может, стоит с ним покончить? Ну, а кому как не классику Весу Крэйвену сделать такую деликатную операцию. Вот он её и сделал в своём последнем фильме «Крик 4». Похоронил жанр, чтобы вновь его возродить. С чистого листа.
Итак, блондинки Веса Крэйвена продолжают кричать. Уже в четвёртый раз. Это вам, конечно же, не «Пила 7», но цифра всё равно внушает. Сюжет же сразу начинает попахивать изрядной фантасмагорией: в провинциальном городке Вудсборо, где героиня первого «Крика» Сидни Прексотт пережила знаменитую резню, годовщина трагедии становится единственным городским праздником. Что-то вроде «Дня кукурузы» в штате Небраска. А чем ещё гордиться горожанам? У них даже кукурузы нет. Только кинофранчайз «Удар ножом», посвящённый убийце в маске.
Крик 4 трейлеры
Подобно «Грайндхаусу» Тарантино и Родригеса, «Крик 4» начинается с фрагментов несуществующего киноцикла, в титрах которого, кстати, и значится Роберт Родригес. Только это не трейлеры, а фирменные прологи Крэйвена. Сначала мы видим начало фильма «Удар ножом 6», затем «Удар ножом 7» и только после очередного эпизода с парой трупов двух придурковатых блондинок на экране появляется вожделенный титр — «Крик 4».
Итак, Сидни Прексотт возвращается в родной город накануне праздника годовщины резни. В её планах промо-акция, посвящённая новой книге воспоминаний об известных событиях. Город же наводняет очередная порция всевозможных репортёров, чтобы сделать дежурный сюжет о пропахшем нафталином убийце. И не надо быть бабкой Вангой, чтобы знать, чем всё кончится. Ножи в новом «Крике» не стали тупей.
Прежде всего, вынужден разочаровать любителей чистого жанра: «Крик 4» в гораздо большей степени самопародия, да и пародиия на жанр вообще, нежели фильм ужасов. Нет, всё в порядке, картина тщательно упакована всеми фирменными крейвеновскими штучками. Телефоны исправно звонят, шкафы и окна внезапно распахиваются, придурошная маска с распахнутым ртом на месте, ножи сверкают и кровь послушно льётся в нужном направлении.
Однако никогда ещё в фильмах Крэйвена не произносилось так много легендарных имён режиссёров и названий фильмов, а викторины телефонного убийцы не были столь глубоки и исчерпывающи. Крейвен решил разделаться со всеми, в том числе и с ненавистными постмодернистами, выворачивающими жанр наизнанку, в тщетной надежде нащупать что-то новенькое.
«Единственный способ выжить в современном фильме ужасов — быть геем», — говорит один из персонажей, увлечённый жанром хоррора, член местного киноклуба. И добавляет: «В современных фильмах всё надо делать наоборот». Уж кто-кто, а старина Крейвен отлично знает: всё и так уже было сделано наоборот, а потом опять наоборот, и так много раз. Собственно это и становится объектом сатиры режиссёра на протяжении всего фильма.
«Убийца из фейсбука? Это же бред», — восклицает одна из героинь. «Ну, да», — отвечает другая, — «правдоподобнее было бы из твиттера». Патриарху жанра, старине Весу, похоже, смешны потуги молодых. Но ему так же смешно глупое поклонение классике жанра. И он в очередной раз доказывает: если кто-то и изменит жанр, так это тот, кто его придумал. И никаких «перезагрузок».
Сюжет фильма бесподобен. Это самый лучший из «Криков», и тут дело не в количестве трупов и изощрённости убийств. Ещё никогда у Крэйвена не было таких неожиданных поворотов сюжета и столь блестящего финала. Но особенно хорош текст. Монологи и диалоги увлекают гораздо сильнее потоков крови. «Крик 4» можно слушать как лекцию по истории и современному состоянию жанра. Его просто-таки можно крутить на кафедре сценарного или режиссёрского искусства. А может быть даже на кафедре философии в университете. «Мне не нужны друзья. Мне нужны фанаты». Это ли не краткое резюме современного медийного мира?
Да, Крейвен, не стесняясь, издевается над самим собой. А значит, имеет полное право издеваться и над другими. И делает это блестяще. Короче, как говорит один из персонажей: заткнись и смотри кино.