Тут дело какое. С одной стороны весь этот проект поклейки все-всех нераспроданных налево марвеловских супергероев в эдакий народный университет имени Ника Фьюри под крылом организации с лаконичным названием Щ.И.Т. — это общеизвестный маразм, сколько ни кивай на существование мутного комикс-цикла «Мстители», слаще во рту от этого не станет. С другой — ну хочется «Марвел» и «Парамаунту» повторения успеха «Фокса» с развесистыми «Людьми-Икс», поэтому почему бы не попробовать.
Тор трейлеры
И вот, пока подтягиваются всякие Капитаны Америки, в третий раз перезапущенный многострадальный Халк, задумчивый на фоне шаткого успеха второй части Железный человек (плюс стреляют глазом доблестные «щитовцы»), а также отнюдь не подтягиваются отставшие по старым контрактам Росомаха и Человек-паук, наши разлюбезные франчайзостроители взялись за самого небанального участника будущих Мстителей — Тора. Белобрысый парень скандинавского разлива смотрится в этой компании мутантов-одиночек вставным зубом, но когда это создателей комиксов смущала подобная эклектика в стиле «где имение, где наводнение», дан им приказ на запад, а значит, терять нам уже нечего, позади Азгард.
В итоге мы имеем не один фильм, а два. В первом одноглазый Один Всеотец дарит и отбирает банхаммеры, читает воспитуемым нотации и впадает в прострации, воюет с ледяными человеками и разводит миротворческий пафос, а между тем сынки уже подросли и норовят ослушаться. Один — шалопай Тор, второй — девиантный Локи. Плюс гоп-компания попроще, эдакие тримушкетёра и братствокольца в одном флаконе, горазды и покутить преизрядно, и на войнушку смотаться, и миледям с рошфорами отомстнуть. В общем, не всё ладно в Азгардовском королевстве, потому как революционные противоречия налицо, Один не может, Тор и Локи не хотят, скоро-скоро паны подерутся, а у хранителей Радужных мостов чубы затрещат.
Одновременно с этим на Земле, на том конце Радужного моста имени тов. Эйнштейна, викинги поизвелись и мигрировали на Средний запад, потомки ихние ничтоже сумняшеся подрабатывают звездочётами и питаются в придорожных забегаловках разбавленным кофе. В общем, самое время сыграть рок в этом захолустье, ибо папа на сыну осерчал и спросила кроха. В итоге агенты Щ.И.Т.а получают на руки торовский молоток Мьёльнир, вмонтированный в скалу аки твой Эскалибур, а Натали Портман и Стеллан Скарсгаард — малохольного любителя пожрать, выпить и подраться под пафосные речи, разве что без суперсилы и штанов.
В этом и суть немудрящей склейки двух несклеиваемых «вселенных». Если вы глянете на список участников сюжетообразования, вы сразу поймёте, какой цирк творился в процессе написания сценария.
С одной стороны, согласно канону, Тор вселился в болезного студента-медика Дональда Блэйка, и о своём героицском прошлом ничего не помнил, с другой — есть огромный свод цельнотянутых историй про Локи, Тора, Одина и прочих любителей поиграться в Рагнарёк и апокалипсец. Ничего внятного, помимо невыразительной встречи Щ.И.Т.а с белобрысым качком, околоземная часть истории сюжету предоставить не смогла (томления Натали Портман оставим товарищу Аронофскому), почитать за таковой огнедышащий спецэффект о двух ногах и одной голове при попустительстве развесёлой троицы как-то не получается. Тем более смысла действу не придают три полуминутных «авенджеровских» камео плюс одно упоминание Тони Старка всуе.
Нет, Кеннет Брана, наконец-то получивший возможность не только играть британцев в кадре, но и тратить серьёзные американские деньги в режиссёрском кресле, вовсю балуется, пародируя то Европу, то Америку, однако чего говорить, если нечего говорить. Загибаем пальцы на аттракционы, шутим про «фотки в интернете», умничаем про астрофизику, разносим декорацию, профит.
Ни сюжета, ни привета. Другое дело скандинавское «а в это время в Черёмушках» — героические хранители мостов, трагические ледяные великаны, сантабарбара с усыновлениями и родимыми пятнами, в конце концов, красочные задники и приключенческие приключения. Тут тебе и сюжет какой-никакой, и детективчик, и масштабненько, осталось только понять, причём тут какие-то Мстители.
Вот эта азгардовская половина смотрится ничего себе, если забыть про ненужное триде, а финальный «космический полёт» так и вовсе радует глаз, ибо масштабы, конечно, поражают. Но тут, видимо, стоит вспомнить, что тот же «Близзард» из года в год рисует для своих игр анимашки ничуть не хуже, а то и лучше качеством, при этом марвеловский полный метр в жанре пафосного фэнтэзи как-то уступает им и продуманностью, и всё тем же пафосом, уже не напоминая про разницы в бюджетах.
Итого, герой забавный, «Старшая Эдда для чайников» остаётся таковой, хотя и снята в целом неплохо, Мстители как были прилеплены сбоку, так и остались, финал больше напоминает гест-стар пилот долгоиграющего сериала, задники красивые. То есть впечатление от фильма, может, и хорошее, но какое-то пустое. Создатели вытащили из мутной идеи почти всё, что было можно, но ведь их никто не заставлял браться именно за этот материал, правда?