Если какой-то категории кино никогда не грозит упадок и забвение, так это фильмам класса «бэ», или би-муви. Снятые за копейки, наплевавшие на все и всяческие условности, донельзя конептуальные грайндхаусы, блэксплуатейшены, трэшаки, расчленёнка-триллеры и безумные боевики без страха и упрёка всегда найдут своего зрителя, с удовольствием растащенные по торрентам и пиратским видеолавкам. Славы и миллионов своим создателям они не принесут, но это и неважно. Встречайте, очередной выпуск нашей рубрики «Пропущенные фильмы» посвящён разнообразному би-муви, где секс, насилие и всеобщее безумие.
Читайте в этом обзоре: «ЖКВД» «Стервозные штучки» «Чёрный динамит» «Территория тьмы» «Убийцы вампирш-лесбиянок» «Покрышка» «Я плюю на ваши могилы» «Бомж с дробовиком»
Последний киногерой
Роман Корнеев
«ЖКВД» (“JKVD”), 2008
Режиссёр и автор сценария: Мабрук эль Мекри
Продюсер: Жан-Клод ван Дамм
В ролях: Жан-Клод ван Дамм, Джон Фландерс, Ерве Сон и другие.
Пока одни последние киногерои подсчитывают убытки от губернаторства и разводятся с женой, другие трясут стариной на радость публике, третьи компьютерно омолаживаются, а четвёртые — начинают прилюдно копаться в собственном психологическом состоянии.
Фрустрированный Жан-Клод Камиль Франсуа ван Варенберг (кто не в курсе, ван Дамм — псевдоним) по итогам проигранной тяжбы за опеку над ребёнком и проиграв очередной контракт на третьестепенное би-муви Стивену Сигалу (пообещавшему ради этого постричься), возвращается в родную Бельгию, где все знают Ван Дамма и все его любят. Одна проблема — в попытке добыть денег звезда попадает в местное почтовое отделение, как раз по случаю подвергающееся дурацкому ограблению, и теперь невезучий Жан-Клод — главный подозреваемый.
Увлекательнейшее занятие — следить за этим невысоким выпускником балетной школы, вспоминающим про свои голодные годы в начале голливудской карьеры, выслушивающим от своей дочери, что над ней смеются, вынужденным терпеть пренебрежение со стороны подающего надежды гонконгского режиссёра. В конце концов, мы видим реконструкцию отношений звезды и фанатов, с мучительными улыбками и постоянными лекциями «мы вас любим, а вы послушайте от нас выговор».
Там вообще такая гора психоанализа в прямом эфире, что Михалков со своими взаимоотношениями отца и дочери нервно курит в сторонке, в конце концов — это редкий пример европейского кино уходящей школы времён Бельмондо, давно уступившей первенство всякой люкобессоновщине. Недотёпы-грабители, злодейский злодей, дурак-комиссар, подлец-комиссар, труселя, входитомон, телефонные переговоры с террористом, в конце концов — тот самый «ложный финал». Аплодисменты, все встают.
Доказательство бриллиантов
Роман Куланин
«Стервозные штучки» (“Bitch Slap”), 2009
Режиссёр и автор сценария: Рик Джейкобсон
В ролях: Джулия Вот, Эрин Каммингс, Америка Оливо, Майкл Хёрст и другие.
Три девушки выдающихся форм и талантов — настолько, что уже в первые пять минут на экране не остаётся пережитков патриархальности — приезжают в пустыню, чтобы провернуть некое дельце. Конечно, у каждой из героинь за спиной богатое прошлое, а за душой — не менее богатый внутренний мир, поэтому мужчины тут воспринимаются исключительно как рудимент, заканчивающий свое существование преимущественно летальным исходом.
Не верьте тем, кто говорит, что «Стервозные штучки» — кино, потому что тогда, как говорится, ниже только подвал. На самом деле это всего лишь изощрённая эротическая (от дальнейших уточнений воздержимся) фантазия человека по имени Рик Джейкобсон, который решил, дабы добру не пропадать, зафиксировать всё на плёнке. Для пущей убедительности наш эротоман решил использовать спецэффекты 20-летней давности и любимую рир-проекцию старины Хича. Получилось, конечно, соответственно.
Но радость, собственно, не в этом. Те, кто хоть одним глазком смотрел фильмы Расса Мейера, навсегда останутся при мнении, что большие сиськи — жизненно важный элемент для любой целлулоидной продукции. И в этой системе координат «Стервозные штучки», конечно, лучшее кино на свете: дамы подобраны со вкусом, пушки огромны и блестят, а количество смысла на одну минуту приближается к отрицательному. Но ведь никто и не обещал лекции по онтологии, не правда ли.
Мачете импровайз
Надежда Заварова
«Чёрный динамит» (“Black Dynamite”), 2009
Режиссёр и автор сценария: Скотт Сандерс
В ролях: Майкл Джэй Уайт, Кевин Чапман и другие.
«Если вы, нахмурясь, выйдете из дома, если вам не в радость солнечный денёк…» пусть вам улыбнётся, как наркобарону, с вами вовсе незнакомый чёрный паренёк. И начнутся драки, погони, перестрелки, и прольётся целлулоидная кровь, и не кончатся патроны, пока сиротки не будут спасены от наркодилеров; и возрадуется киноманское сердце Тарантино, и участится пульс зрителей, и будет им весело и хорошо, потому что они в полной мере ощутят, чем выгодно отличается трэш от какого-нибудь снабжённого большим бюджетом и обласканного фестивалями киновысказывания о важном и вечном.
А отличие это состоит в том, что «Чёрный динамит» и подобные ему фильмы никогда не хотят казаться чем-то большим, чем они есть — и это не может не вызвать одобрения публики, которая жаждет простого хлеба и динамичных зрелищ — таких, где история состоит из трёх слогов «ди-на-мит», спетых под бодрую музыку при появлении в кадре главного героя, но только пускай при этом справедливость торжествует, стреляя в зло без глушителя.
Скотт Сандерс со всей съёмочной группой развлекается сам, развлекая зрителя, чем вызывает трепет у тех, кто любит, когда экшен, комедия, криминал, мелодрама, пародия и трэш соединяются в нечто стремительное и забавное — в беспощадный, но со смыслом бунт героя Майкла Джэй Уайта, который жестоко расправляется со всеми, кто заправляет там, «…где есть несправедливость, где угнетают слабых, обвиняют невиновных».
Приятно, когда публика, взращенная в голливудском инкубаторе рейтинга G, получает инъекцию стопроцентного рейтинга R: здесь персонажи ругаются матом, занимаются сексом; они агрессивны и готовы искалечить друг друга, не моргнув глазом; более того, самый страшный грех для них — непротивление злу бессилием. А ведь правда: со времён Тревиса Бикла никто не брался очистить улицы города от грязи. На смену «Таксисту» пришёл хорошо вооружённый бывший агент ЦРУ с душой дяди Тома и сноровкой панды кунг-фу. Если зло побеждает, добро просто перезаряжает пистолет. И самое ценное то, что это действительно смешно: чего только стоит беседа а-ля «Что? Где? Когда?» для выяснения всей правды о ликёре «не пей — козлёночком станешь» «Анаконда»?.. А ещё есть сцены с первой леди США и дерринджером, из которого застрелили Авраама Линкольна… Афросупергерои вышли на тропу войны: враг будет разбит, победа будет за ними. Зрителям остаётся получить удовольствие от просмотра и запомнить: «Пончики не носят туфли из аллигатора».
Фильм в никуда
Гоша Берлинский
«Территория тьмы» (“Dark Country”), 2009
Режиссёр: Томас Джейн
Сценарий: Там Мёрфи
В ролях: Томас Джейн, Рон Перлман, Крис Браунинг и другие.
Режиссерский дебют Томаса Джейна захочется пнуть даже калекам. При мизерном бюджете Томас бросился делать триде, но не подумал, что старания могут до кинотеатров и не дойти. Т.е. на редких премьерах люди ощутили их своеобразную прелесть, но в целом идея оказалась зарыта. Учитывая, что делалась трёхмерность кустарно да как получится, на дивидях, без очков, фильм большую часть времени смотрится лютым трэшем, снятым в подвале. Первый и второй план существуют в разных реальностях — актёры отдельно, раскрашенное небо отдельно, дорога тоже отдельно. Даже больше — Джейн так хочет «сделать красиво», что у него почти каждая сцена обретает законченность и независимость, превращая фильм в какой-то мрачный коллаж.
Однако, никакой натужности и тоски, он далеко не всегда знает, чего хочет, но подходит ко всему с явным энтузиазмом. Это какой-то безумный постмодернизм, на голову превосходящий «Отправь их в ад, Мэлоун» и улетающий куда-то ввысь к «Хроникам мутантов».
Теперь, собственно, понятно, что Джейн там и там снимался не только ради денег. Отправляя свою молодую пару на ночное шоссе, он начинает в духе чистого нуара и заканчивает, как в правильном шизоидальном триллере, где половины ответов никогда не дают. Периодически неуклюжий и ненамеренно смешной, он, тем не менее, наводит местами просто таки ядрёного мрака и паранойи.
Трупы оживают, мистика разливается рекой, молнии мультяшно сверкают на горизонте — это кульминация киноманских похождений Джейна. Странное достижение и урок одновременно. Ещё одно признание в любви к кино, чистой, как тьма, и бесконечной, как шоссе в никуда.
Далее в обзоре: «Убийцы вампирш-лесбиянок» «Покрышка» «Я плюю на ваши могилы» «Бомж с дробовиком»