Как обычно, под финал уже никто не помнит про конкурс, и кто там кого победил и какие бронзулетки получил — в общем уже и неважно, пусть об этом жюри думает, на то оно и жюри. Столичные киноманы пытаются урвать последние порции своего профессионального счастья, мы же спешим поделиться этим счастьем с теми, кто этого не сумел или не имел такой возможности вовсе. Итак, завершающий обзор фестивальных программ 33 ММКФ.
В этом обзоре: «Артист» «Буря» «Матери» «Ложковилка» «Джанни и его женщины»
Ранее в наших обзорах: «Кеды» «Перевод с американского» «Пина» «Будь что будет» «Я видел дьявола» «Шапито-шоу» «Ночь рыбы» «Мишень» «Белый снег» «Баги» «Отморозки»
Самая весёлая музыка на свете
«Артист» (“Artist”, Франция), 2011
Режиссёр и автор сценария: Мишель Хазанавичюс
В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудман, Джеймс Кромвелл, Пенелопа Энн Миллер, Мисси Пайл
Программа «Гала-премьеры»
Приз Канн-2011 за лучшую мужскую роль
Обожаю такие штучки, любая современная стилизация под времена давно ушедшие, от грайндхауса по, вона, немое кино включительно в нашу эпоху умершего, но не похороненного постмодернизма сразу расцветает такими непривычными красками, что впору лить слёзы счастья, даже если в описываемую эпоху мы не только не были «какие молодые», но вдобавок и вообще не родились.
Режиссёр с трансконтинентальным именем Мишель Хазанавичус не просто решил снять собирательный оммаж Великому немому, в один не совсем прекрасный день сдавшемуся под натиском кино звукового, он живописал на экране нам, наблюдающим сейчас вживую аналогичную попытку «трёхмерной революции», тот культурный излом, который случился на рубеже эпох в 27-29 годах, когда огромная плеяда артистов немого кино с их гипертрофированной пластикой навеки уступила место воркующим блондинкам. В итоге получилось очень лирическое, трогательное и задушевное кино, со своими открытиями (стук стакана), со своими благоглупостями и своей философией, не отданной на откуп исторической правде.
Вот последнее под конец окончательно отметает всякие попытки оммажа и превращает картину в «просто прекрасное кино», потому что если первые кадры ещё где-то вписываются в стилистику начала двадцатых, то под конец мы уходим по картинке (несмотря на отсутствие звука как такового) в художественный инструментарий сороковых, какой уж там Великий немой. В этом плане прекрасное кино «Самая печальная музыка на свете» куда честнее и в техническом плане, и в плане посыла. Там суперконтраст, яростный грим и пластика остались верны себе до конца. Впрочем, и «Артист» с его хеппи-эндом — это ценное приобретение в коллекции мирового кино, а слишком подвижную камеру заметят только отдельные ценители.
Невлюблённый Шекспир
«Буря» (“Tempest”, Великобритания), 2010
Режиссёр и автор сценария: Джули Теймор
В ролях: Хелен Миррен, Фелисити Джонс, Крис Купер, Дэвид Стрэтерн, Том Конти, Джимон Хонсу, Альфред Малина
Ретроспектива Хелен Миррен
Шекспировскую «Бурю», которую многие историографы полагают за последнюю пьесу мастера, не очень любят ставить и экранизировать. Ну, в сравнении с «Гамлетом», «Отелло» и тем более «Ромео и Джульеттой». Её и ставили-то почти до самого двадцатого века в переложении, поменьше фэнтэзи, побольше искромётности и драмы. А ведь «Буря» — это своего рода предтеча жанра «меча и магии», причём выполненная на очень глубоком уровне. Калибан, Сикоракса, Сетебос, Ариэль, Просперо, в этих персонажах такой сложносочиненный символизм, что, например, противостояние Просперо и Калибана исследователи почитают как образ борьбы просвещённой технократии и тёмной «народной воли», не говоря уже о многочисленных христианских толкованиях. Ну и плюс это, одновременно, вполне гротесковая комедия с клоунадой и выходом вприсядку, где, что называется, «есть что играть», собственно, последнее до некоторых пор и стараются ставить, предварительно отделив муть и, на самом деле, суть произведения.
Режиссёр «Фриды» Джули Теймор тоже поддалась чарам «юмористической стороны», и устроила очередное нам переложение, где маг Просперо стал женщиной, Калибан большую часть времени просто красуется специфическим гримом, а все остальные либо хохмят, либо «читают текст», либо удаляются в техномагию со шпецэффектными гарпиями и летучими Ариэлями. Впрочем, всё это так здорово снято, а ужимки и прыжки так уверенны, благо их исполняют весьма замечательные артисты в оскароносных костюмах «современность под старину», так что сразу подмену и не заметишь.
А заметна она становится в самом конце, когда все группы героев наконец сбредаются в «пещеру» и держат совет. Тут-то внезапно выясняется, что за красивостями и хохмами суть пьесы как-то подрастеряна. Получается, что во вполне голливудском духе мстительная героиня блистательной Хелен Миррен просто хочет взад трон. А к чему там был Калибан и его мамочка Сикоракса, зачем Сетебос и Ариэль, да без понятия. Ну, и текст да, шекспировский.
Женщины Балкан
«Матери» (“Majki”, Македония), 2010
Режиссёр и автор сценария: Милчо Манчевски
В ролях: Ана Стояновска, Владимир Ячев, Димитар Джорджевски, Ратка Радманович, Салетин Билал
Программа «Вокруг света»
Сборник новелл македонского режиссёра Милчо Манчевски «Матери» есть пример вопиющей несправедливости: на первых двух историях хочется незамедлительного продолжения; последняя, которая идёт добрый час, кажется, попала сюда по ошибке. Впрочем, для программы «Вокруг света», пожалуй, превращение художественного фильма в документальный (пресловутая третья новелла) — уже небольшое достижение.
В первой истории говорится о том, как две девочки решили попроказничать: рассказать выдумку о том, что к ним приставал эксгибиционист. Пикантности ситуации добавляет то, что рассказать это девочки решили в полицейском участке. Вторая новелла удаляется из города и повествует о том, как съёмочная группа приезжает в заброшенную деревню, где осталось всего два жителя, брат и сестра, которые много лет не разговаривают друг с другом.
А на третьей что-то произошло со вполне славным режиссёром Манчевски, и он ударился в телевизионный терроризм, более известный как «документалка с телеканала НТВ». И сюжет тут подходящий — изнасилование и убийство пожилых одиноких женщин. Конечно, такая панорама судьбы женщины гор, т.е. Балкан, претендует на некую всеобъемлемость, если не в смысле фактов, то в смысле эмоциональных переживаний и точности передачи архетипов.
Но всё же совершенно непонятно, как режиссёр умудрился совместить что-то вроде истории из «Ералаша», лирическую зарисовку и откровенную чернуху. Триединство, конечно, — по-прежнему один из главных принципов искусства, но в данном случае можно было бы пойти на попятную и ограничиться двумя историями.
Далее обзоре: «Ложковилка» «Джанни и его женщины»
Ранее в наших обзорах: «Кеды» «Перевод с американского» «Пина» «Будь что будет» «Я видел дьявола» «Шапито-шоу» «Ночь рыбы» «Мишень» «Белый снег» «Баги» «Отморозки»