Могли ли надеяться даже самые закоренелые фанаты Вуди Аллена, что совершенно заурядным образом выпуская по одному более или менее заметному фильму в год, мэтр однажды вдруг возьмёт и если и не изготовит из давно ставших ему привычными ингредиентов свой новый шедевр, то, по крайней мере, снимет кино с тем же задором, остроумием и изяществом, с каким он его не снимал этак с середины девяностых.
Ведь в самом деле, ну какие тут можно было строить иллюзии. Мы видели перед собой 41-й фильм 75-летнего сценариста и режиссёра, и мы думали, что надеяться именно здесь и сейчас на нечто экстраординарное было бы по меньшей мере наивно. Но тем приятнее в итоге оказался сюрприз.
Полночь в Париже трейлеры
Мы все ностальгируем. Кто-то реже и неохотней, кто-то чаще и более страстно; для одних ностальгия источник постоянного наслаждения, для других она становится невыносимой. И кто из нас не хотел бы жить в любом другом, отрезанном от всего, по-своему абсолютно прекрасном в наших глазах кусочке времени. Будь это век джаза, Прекрасная Эпоха, Ренессанс, Дикий Запад или викторианская Англия.
Так и Гил Пендер, наивный мечтатель, уставший от своей работы голливудский сценарист, мечтал жить и творить в дождливом Париже 20-х, в окружении родственных душ и огней большого города, а не в занудных нулевых, среди материалистов, псевдоинтеллектуалов и глупых мелочных забот. И так бы он и жил, и надо признать, было бы в этом мало хорошего, если бы однажды, в одну прекрасную полночь в Париже его мечта самым непринуждённым образом не стала реальностью.
Непринуждённо в этом фильме происходит вообще всё, причём не только в кадре, но явно и за кадром. Абсолютно верную дорогу Аллен находит, казалось бы, без всяких видимых усилий в нём словно что-то просыпается, какой-то полузабытый дух, тут же стряхивающий с себя скопившуюся пыль и вновь полностью завладевающий как сценаристом, так и режиссёром в одном лице. Как много здесь до боли знакомо сопровождаемые джазовыми мелодиями планы города, которые никто не умеет снимать, как Аллен, ироничные диалоги, масса прекрасных актёров, даже такие милые фанатам мелочи как титры в алфавитном порядке. По-настоящему нов здесь разве что сам Париж, который, как известно, будет у нас всегда.
По нему и бродит Оуэн Уилсон, предварительно более чем успешно перевоплотившись в самого Аллена, бродит себе со скучающим и потерянным лицом, и ностальгирует, ностальгирует, ностальгирует, пока часы снова не пробивают полночь, и он снова не оказывается там. Там, где невозмутимый Скотт и темпераментная Зельда Фитцджеральд, чей талант выпивать; там, где Хемингуэй горит спокойной харизмой и не боится взглянуть в глаза смерти; где даёт полезные советы Гертруда Стайн и не находит покоя Пикассо, где Сальвадор Дали видит носорогов, а Коул Портер вечно наигрывает своё «летс фолл ин лав». Там, где простая прогулка двух людей по ночному городу захватывает сильнее, чем самая изощрённая экшн-сцена в любом летнем блокбастере. И наконец, там, где Гил в конце концов неминуемо придёт к одной очень простой, но очень важной жизненной истине.
Вуди Аллен мог обойтись без последнего и всё равно подарить нам самый душевный и очаровательный фильм этого года. Но он неожиданно идёт дальше и мы понимаем, что безудержно ностальгирующий романтик, и да, в 75 лет и в 41-м фильме, он по-прежнему не находит покоя и в своём самокопании стремится к чему-то прийти, а заодно пригласить с собой зрителей. И вот уже сценарий находит верный баланс и бьющееся сердце, актёры все как один оживают, претенциозность исчезает без следа, и словно не было последних не то что пятнадцати, но тридцати с лишним лет. Вдохновение, ностальгия, цель и место в жизни и во времени ненавязчиво, искусно и небанально вплетённые в самый прекрасный антураж, о котором зритель только может мечтать.
До встречи в кино.
1108 Прочтений • [Полночь в Париже: Париж, я люблю тебя] [16.09.2012] [Комментариев: 0]