Приключения Тинтина: Тайна Единорога: Искатели утраченного корабля
Давным-давно, когда в прокат вышли «Искатели утраченного ковчега», их молодой постановщик Стивен Спилберг наткнулся на рецензию, сравнивавшую фильм с бельгийскими комиксами про юного репортёра, его верного пса и друга-капитана, с огромным успехом издававшимися в Европе вот уже полвека. Примерно в это же время неизменный автор означенных комиксов Эрже, будучи уже в преклонном возрасте, посмотрел «Искателей» и заявил, что Спилберг единственный, кто может успешно перенести его работы на экран. И хотя Эрже скончался раньше, чем двое смогли встретиться, права были успешно приобретены, после чего последовали долгие 25 лет, в которые молодой постановщик окончательно превратился в легендарного Спилберга, знакомого нам сегодня, права постоянно от него уходили, но неминуемо возвращались, а фильма как не было, так и не было.
Приключения Тинтина: Тайна единорога трейлеры
Годы шли, потом, в начале двухтысячных, на голливудскую тусовку коварно проник небезызвестный человек по имени Питер Джексон, тоже успевший зафанатеть от «Тинтина», мигом записавшийся в продюсеры и высказавший Спилбергу основную мысль: технология захвата движения, в народе известная как мо-кап вот наш путь. Тот согласился, между тем подоспел сценарий, и вот в феврале 2009 прошли съёмки, после чего студии «Вета» было отведено почти три года на то, чтобы превратить актёров в дурацких костюмах и синие экраны в то, что мы сейчас можем видеть в кинотеатрах, то есть зрелище.
Конечно, ничего другого от Спилберга ждать не приходится, но даже спустя все эти годы он способен удивлять тем результатом, который получается, когда он выпускает на волю всё своё воображение. Перед нами одно большое, старомодное, совершенно ничем не замутнённое приключение старушка Европа, арабские города, квартиры, особняки, пустыни и океаны, а посреди них отважные репортёры, их верные четвероногие друзья, подвыпившие капитаны, коварные аристократы, тайные агенты, шейхи, пираты и оперные дивы. Герои геройствуют, злодеи злодействуют, без перерыва на обед и сон бегая, прыгая, сражаясь, шутя, выпивая и пролетая над, пока посреди всего этого плавно витает узнаваемая камера Януша Камински, сколь угодно виртуальная и трёхмерная, и Джон Уильямс доказывает, что пороху с годами не убавляется ничуть.
Когда дело доходит до постановки большого приключенческого кино, даже будь оно анимационным и вообще «Индианой Джонсом для детей», Спилберг остаётся верен себе до конца: он не забывает, что лучшее детское кино — это то, от которого могут получить удовольствие все. Дети на сеансе пребывают в восторге уже начиная с третьей минуты, но какое же удовольствие получают взрослые, понимая, что здесь нет ни пафоса, ни глупостей в сюжете и юморе, даже этим постоянным объяснялкам можно только умиляться, а ретро-атмосферу ценить всеми силами, пока она есть.
И всё это было бы совершенно замечательно, если бы, увы, не было так бессмысленно. Фильм так стремится поскорее отправить героев в приключение, с таким азартом палит из всех имеющихся орудий, что даже не замечает, как одни ядра сбивают друг друга по пути, а другие и вовсе прилетают назад. Основной сюжет завязывается и продолжается абсолютно случайным образом, сложносочинённые экшн-сцены лепятся в снежный ком, в какой-то момент попросту наскучивая, а потом резко обрываясь за десять минут до финала после чего нам объявляется, что поиски утраченного корабля, ради которых всё и началось… переносятся на следующий раз.
Соответствующее впечатление возникает немедленно как будто режиссёр и господа сценаристы, вместо того, чтобы заранее распланировать сюжет, решили всю дорогу импровизировать, пока вдруг не поняли, что время вышло только не сочли нужным идти обратно и что-то исправлять. От этого страдает вся структура фильма ни одной паузы, кроме логично затянутой финальной, в нём нет, начала и конца у него нет, зато есть непонятно зачем нужная линия с карманником, беготня за кошками и прочие радости жизни. Персонажам тоже не сладко если господа Дюпон и Дюпон ещё выезжают на колорите, капитан наш Хэддок на могучем таланте Энди Сёркиса, а собачка она и есть собачка, то более бесцветных и монотонных главгероя и главзлодея вообразить себе, право, сложно.
Приключения ради приключений, аттракцион ради аттракциона, изобретательность ради изобретательности не потому что так надо, но потому, что мы так можем. Про «Индиану Джонса» нередко можно было сказать то же самое, но там была неизменная харизма Форда, там была возможность передохнуть, чтобы потом снова переживать, там в каждом фильме была сколь угодно простая, но железная мораль. «Тинтин» же в этом смысле остаётся девственно чистым и ничего не подозревающим от начала и до конца.
Казалось бы, всё на месте антураж, атмосфера, юмор, действующие лица, зрелища, красоты и восторг юности в пожилых режиссёрских глазах. Перед нами классический спилберговский фильм во всём, кроме одного не уделяя нужного внимания самому главному, он становится безумно легковесным, приносит удовольствие по пути, но забываться начинает буквально тут же, в кинозале. А лучшей сценой фильма так и остаются бесконечно прекрасные открывающие титры потому что только они никуда не спешат, и в ответ хочется, чтобы они никогда и не кончались.
Да и мо-кап этот, о котором все так долго волновались ну да, от земекисовских мёртвых глаз мы за три года избавились, но и будь «Тинтин» просто стилизованным компьютерным мультфильмом ничего бы он не потерял, а только приобрёл.