Роббери-комедия, комедия про ограбление как жанр, имеет такую давнюю и славную историю, что не исчерпается, кажется, никогда, как не исчерпаются поводы обычному (или не совсем обычному) человеку стать на скользкую дорожку жулика-во-имя-справедливости. Эдакий способ восстановления социальной справедливости со времён Шервудского леса прочно вошёл в коллективное бессознательное, и стоит кому-то начать кино с таглайном «грабим», как тут же что у друзей Содерберга, что у друзей Грейзера прорезается громадный пласт своеобычного шуткоюмора, осталось только его грамотно уложить в заданность конкретной истории. И пока наше кино почему-то крепко зациклилось на пресловутом «чемодане денег», мировой кинобиз и в первую очередь Голливуд не боятся сюжет расширить, находя в очередном ограблении и свою лирику, и свой социальный подтекст, и свою мораль.
Вот в этом поиске и состоит зачастую разработка очередного роббери-проекта. Так изначально «Как украсть небоскрёб» планировался вообще эдакой «чёрной комедией» в смысле цвета кожи. Костяк финального состава в лице милашки Гэб и внезапно ожившего Мёрфи — как раз следы той, первоначальной истории. Группа чернокожей прислуги должна была там задать жару проклятым «васпам» в том мире, где они короли. Но позже концепция изменилась, и противостояние чёрных и белых решили расширить до противостояния «белых воротничков» и «серых воротничков», когда воротилы Уолл-стрита, привыкшие, что все эти люди их благостно ублажают, вдруг оказываются с носом.
Как украсть небоскрёб трейлеры
Итак, есть некий жилой небоскрёб, роль которого играет башня Трампа (первоначальное название фильма “Trump Heist”), в нём живут богатенькие буратины, а их обслуживают куда менее богатенькие буратины. Лифтёры-пуэрториканцы, уборщицы-нелегалы, престарелые чернокожие портье, студенты, подрабатывающие на ресепшине, молодые отцы, пытающиеся отличить китаянок от кореянок, и над всем этим хозяйством — главный герой в исполнении Бена Стиллера, считающий себя последним форпостом порядка в этом мире хаоса, атлант, на плечах которого покоится целый дом с бассейном на крыше.
Тут разворачиваются свои цирки, свои клоунады, случаются свои дежавю и ловятся свои фейспалмы, но всё идёт своим чередом, покуда наш «Титаник» не узревает прямо по курсу свой персональный айсберг, когда внезапно выясняется, что самый-самый любимый жилец с верхнего этажа, который по большому одолжению согласился управлять пенсионными накоплениями работников башни, оказался жуликом и денежки ку-ку.
Таким образом и создаётся арена для восстановления социальной справедливости — свежесколоченная группа грабителей-любителей во главе с играющим тренером в лице персонажа Эдди Мёрфи принимается сначала составлять, а потом и воплощать план по курощению злобного олигарха в овечьей шкуре.
Собственно, настоящий юмор начинается лишь с момента, когда к гоп-компании присоединяется чернокожий форточник-рецидивист. Давненько Эдди так не жёг в кадре («Шрек», сами понимаете, не в счёт), тем более что основной игрок в лице Стиллера категорически не желает повышать градус неадеквата сверх уже слишком заезженной пластинки про музей и прочих родственников. Собственно, «начальник транспортного цеха» в его исполнении будто приехал с другой площадки, с деловито-серьёзным видом взирая на весь бедлам и пытаясь логично мыслить, даже выталкивая лимузин в окно.
Совсем другое дело персонаж Мёрфи — он не комикует в привычном для какого-нибудь доктора Дулитла стиле, он напротив, шаловливо мается дурью, одновременно оставаясь де-факто гласом разума в этом цирковом представлении фриков. Стиллер же слишком увлечён вставной интрижкой с мисс агентшей, по причине чего и страдает, хотя и доставляя попутно несколько весёлых минут зрителям.
Любопытно, что в фильме про ограбление от силы треть посвящена собственно ограблению. Небанальный подход к жанру. С другой стороны, это позволяет полнее погрузиться в социальный подтекст, а заодно поржать над феноменальной в своём нахальстве Гэбори и «тренером по воровству» Эдди. Очень мило, особенно история с тортом и сцена с грабежом в торговом центре.
Впрочем, рано или поздно надо было уже начинать, и тут у многочисленных авторов нашлась в запасе пара гэгов и сюжетных поворотов, которые не просчитывались с первого взгляда, а любой сюрприз в комедии положений — главное дело, ибо над неожиданным человек смеётся куда охотнее. Опять же финал вполне себе с сюрпризом.
В результате мы имеем вполне забавное кино со своими находками и почти без необходимости морщиться. Последнее, за последние годы, становится слишком большой редкостью, чтобы не воспользоваться шансом. А социальный подтекст — это ещё Лившиц говорил: «Делиться надо».