Декабрьский выпуск рубрики «Параллельный монтаж» посвящён Дине Дурбин одной из самых знаменитых звёзд Золотого века Голливуда, которой 4 декабря исполняется 90. Она работала в Голливуде двенадцать лет, сыграв главные роли в двадцати одном фильме. Среди её режиссёров были Генри Костер и Фрэнк Борзедж, который снял одну из самых популярных и любимых публикой лент актрисы «Сестра его дворецкого». Фильмы Дурбин, полные музыки, юмора, лёгкости и очарования, заслужили огромную любовь зрителей. Дину и сегодня помнят и любят; между тем, она навсегда покинула кино в 1948 году.
Осознанный отказ талантливой 27-летней актрисы от продолжения весьма успешной кинокарьеры поступок неординарный и заслуживающий внимания и уважения, ведь он был своеобразным вызовом Голливуду, никогда не считавшемуся с личностью кинематографиста, даже самого талантливого. Но самое удивительное в жизни Дины Дурбин это судьба её фильмов, которые и сегодня находят отклик в сердцах зрителей, при этом её картины с интересом и радостным воодушевлением смотрят новые зрители, может быть, никогда раньше не слышавшие об актрисе.
Лондонский фан-клуб голливудской звезды
В Лондоне преданные поклонники творчества Дины организовали «Общество Дины Дурбин». Мало кто из актёров, завершивших карьеру более полувека назад, может похвастаться тем, что в начале XXI века, у них есть действующий фан-клуб. «Общество Дины Дурбин» ведёт активную жизнь и, помимо издания посвящённого актрисе «Информационного бюллетеня», периодически устраивает показы её фильмов.
В первом выпуске ежеквартального «Бюллетеня», вышедшем в ноябре 1982 года, основатель «Общества Дины Дурбин» Робин Уолдрон написал: «Мы намерены издавать «Бюллетень» четыре раза в год; его цель вернуть счастливые воспоминания о невероятно талантливой и восхитительной девочке, превратившейся в столь прекрасную женщину, любовь к которой и сегодня так сильна… Мы не будем никоим образом вторгаться в личную жизнь Дины Дурбин, не намерены нарушать её сегодняшнее уединение...» Примерно год спустя Дина прислала Обществу письмо: «Дорогие мои друзья, Всем вам известно, как тщательно я оберегаю своё добытое с таким трудом уединение. Так что Вы можете себе представить, какие опасения вызвала у меня сама идея создания «Общества Дины Дурбин». Тем не менее, Робин Уолдрон и его друзья справились со всем с таким умением и тактом, что я должна поблагодарить всех вас за предупредительность и преданную дружбу. С пожеланием счастья. Дина Дурбин-Дэвид».
День радио
Эдна Мэй Дурбин родилась в семье манчестерца Джеймса Дурбина и валлийки Ады Рид, которые ко времени появления на свет своей второй дочери Эдны покинули Англию и переехали жить в Канаду, в город Виннипег, где 4 декабря 1921 года и родилась будущая актриса. Вскоре вся семья переехала в Калифорнию. В первой половине ХХ века эмиграция была распространённым явлением, и многочисленные переезды семейства Дурбин стали бы достоянием семейного архива, если бы не будущая карьера их дочери. Популярность Дины Дурбин была поистине мировой: её любили повсюду от Бразилии до России; но, конечно, в Англии, Америке, Уэллсе и Канаде её любили особенно сильно, по праву считая её своей соотечественницей.
Артистическая карьера Дины началась с выступлений на радио в знаменитом шоу Эдди Кантора. Тот факт, что путь юной Дины на киноэкран проходил через радио не случаен. Дело здесь не только в её чарующем голосе и певческой одарённости. В первой трети ХХ века радио было одним из любимейших способов развлечься и почти на равных соперничало по популярности с кино. Когда юную исполнительницу полюбили слушатели, и она превратилась в звезду программ Эдди Кантора, оказалось, что это был шаг к ещё большему успеху и будущей славе.
Дина Дурбин и Джуди Гарленд
Кино стало естественным продолжением успешных выступлений на радио. В 1935 году на студии MGM был снят короткометражный десятиминутный фильм «Каждое воскресенье», где главные роли исполнили две юные дебютантки четырнадцатилетняя Дина Дурбин и тринадцатилетняя Джуди Гарленд. Фильм был одновременно и кинопробами девушек. В конце концов, контракт был продлён с Джуди Гарленд, а контракт с Дурбин расторгнут. Но Дина недолго оставалась без работы. Вскоре её пригласила к себе студия «Юниверсал», сотрудничество с которой длилось целых двенадцать лет вплоть до окончания Дурбин актёрской карьеры.
Великая Депрессия не обошла стороной студию «Юниверсал»: в 1936 году она была на пороге банкротства. От разорения студию спасла дебютная полнометражная картина Дины Дурбин фильм «Три милые девушки», где она сыграла младшую из трёх сестёр семьи Крейг Пенелопу, которая вместе со своими сёстрами делает всё возможное и невозможное, чтобы их любимый папа не развёлся с обожаемой мамой и не женился на молодой красотке, которую, разумеется, интересуют только его деньги. Образ Пенни не был центральным, но был безусловно запоминающимся. Зрители обрели объект для восхищения и подражания, за «встречу» с которым с радостью готовы были платить и платили студия получила немалый доход и намного улучшила своё финансовое положение, а юная актриса уже в следующем своём фильме «Сто мужчин и одна девушка» сыграла главную роль. О таком начале можно было только мечтать. И Эдна Мэй, вероятно, когда-то мечтала, и её мечта осуществилась. В кино нередко случается так, что когда мечта одного человека становится явью, эта явь превращается в мечту миллионов.
Я знаю пять имён девочек…
Дурбин появляется в первой же сцене «Трёх милых девушек»: Швейцария. Три сестры совершают прогулку по озеру на маленькой яхте. Дина поёт: «Моё сердце поёт» сёстры слушают. Песня заканчивается, с берега доносится звук горна, возвещающего о ланче. Дина восклицает: «Ланч!.. Ланч!..» и … прыгает в воду, чтобы побыстрей добраться до берега, а значит до долгожданной еды. В этой небольшой сцене сконцентрировано многое из того, что всегда будет частью экранного образа Дурбин. Она весела, задорна, хорошо поёт, и она… прыгает в воду, торопясь на ланч… Способность и главное готовность совершать неожиданные поступки, решительность, удивительная быстрота реакции, свойственная уверенным в себе людям эти черты всегда будут присущи героиням Дины Дурбин. Спустя несколько лет (в 1940 году) Дине ещё раз пришлось прыгнуть в воду, но уже за борт океанского лайнера. Случилось это в фильме «Это свидание», где ей необходимо было что-то срочно придумать для спасения человека, прятавшегося в одной из шлюпок. Решение пришло мгновенно Дина прыгнула в воду.
Если первый фильм Дурбин начинается с песни, а картины большой американской киностудии тех лет с величавых, полных пафоса аккордов, то образ кинозвезды начинается с имени. И тогда в один прекрасный день Норма Джин Бейкер превращается в Мэрилин Монро, Фрэнсис Гамм в Джуди Гарленд, Арчибальд Александр Лич в Кэри Гранта, а Эдна Мей Дурбин в Дину Дурбин… Актриса вспоминает: «Я сама выбрала себе имя. Мне хотелось оставить настоящую фамилию ради отца. Мне нравилась аллитерация, и я перебирала имена, начинающиеся с «Д». Диана была первой в списке, но поскольку я искала профессиональный псевдоним, мне казалось, что он должен быть немного более причудливым. Я изменила гласную, добавила «н» так родилась "Дина Дурбин" (Deanna Durbin)».
Австралийский журналист Александр Макробби пишет: «На протяжении нескольких лет, начиная с 1936 года, Дурбин была единственной женщиной, носившей имя Дина». После того как её фильмы получили международное признание, родители в англоязычных странах начали называть дочерей в честь актрисы. Характерен пример оперного критика лондонской «Financial Times» Дины Петербридж. В своей семье она была третьей дочерью, и родители посчитали, что она была одной из «Трёх милых девушек». Примечателен факт, что сейчас, в начале ХХI века многие молодые женщины носят имя Дина… Причиной возродившегося интереса к имени Дина послужил выпуск в 1970-х гг. фильмов Дурбин на видеокассетах…»
Пожалуйста, Дина, не взрослей!
У актрисы всегда был довольно плотный график работы, так как в год выходило по два её фильма, а в 1943 году на экранах появились целых три картины с её участием. Вся карьера Дины уложилась в сравнительно небольшой отрезок времени, а работала она очень интенсивно. Из этого следует, что, дебютировав в 14 лет, Эдна Мэй Дурбин стала единственной юной звездой Голливуда, которая фактически выросла на съёмочной площадке, а вместе с ней выросли и её героини и за этим взрослением с постоянным вниманием и искренним обожанием следили зрители всего мира.
И это не обычная актёрская востребованность. Для Дины Дурбин не просто в каждом возрасте находились соответствующие роли; в данном случае мы сталкиваемся с уникальным в истории мирового кино феноменом использованием собственно процесса взросления актрисы как одной из составляющих её образа. Конечно, студия шла на это из-за неизменного желания зрителей вновь и вновь видеть на экране полюбившуюся актрису. Итак, Дина на глазах зрителей превратилась из обаятельной девочки в милую девушку, а после в очаровательную женщину.
Голливуд делал всё возможное для того, чтобы экранные персонажи Дурбин взрослели как можно медленнее: в пяти фильмах подряд она играла детские роли. Только в 1939 году её героине «позволили» впервые поцеловаться на экране случилось это в картине с символичным названием «Первая любовь» (в советском прокате «Первый бал»). Зрители, однажды полюбив Дину в образе милой девочки, хотели и дальше видеть её на экране ребёнком. В статье 1938 года (она так и называется: «Пожалуйста, Дина, не взрослей! ») опубликовано письмо одного из поклонников Дурбин, адресованное боссам студии «Юниверсал», ответственным, как справедливо считал автор письма, за принятие всех решений, относящихся к судьбе звёзд кинокомпании.
Вот текст этого письма: «Дорогие господа, я прочёл в газетах, что Дина Дурбин повзрослеет в следующей картине «Этот определённый возраст». Я опасался, что ей очень быстро позволят повзрослеть, и вот почему я пишу вам… Пожалуйста, ну, пожалуйста, не позволяйте ей взрослеть. В кино есть множество людей, которые могут играть взрослые роли, и есть только одна юная, полная жизни Дина Дурбин. И прежде всего, не позволяйте ей в следующей картине совершить то, о чём ходят слухи влюбиться и тайно сбежать с Джекки Купером. Если вы позволите ей сделать это, мы устроим сидячую забастовку. Я говорю не только от своего имени, но и от лица тысяч взрослых. Пожалуйста, учтите это. Искренне ваш, «Поклонник из Луизианы».
Собственно говоря, слухи, дошедшие до автора этого письма, были не совсем точны. По сценарию у Дины не было романа с Джекки Купером и уж тем более она никуда не собиралась с ним убегать. В картине лишь намёк на влюблённость; Дина встречается с Джекки Купером, но ни о каком бурном или даже спокойном романе речь не идёт. К тому же, на протяжении почти всего фильма героиня Дины по уши влюблена в персонажа Мелвина Дугласа журналиста, работающего в газете её отца, человека, гораздо старше неё. Фильм, собственно, и рассказывает об этой первой пылкой влюблённости девушки-подростка. А Джекки Купер существует на втором плане и лишь в финале становится своеобразным утешением для Дины, которая только что пережила «взрослую» любовь, но в конце концов вернулась к своему молодому человеку, с которым всегда можно выпить соку или сыграть в бильярд.
Письмо поклонника из Луизианы очень показательно. Огромная популярность и преданная любовь зрителей это большое счастье для актёра, но плата за это счастье порой бывает весьма высока. В то время как актёр хотел бы разнообразия и новизны в своих ролях, публика всем сердцем жаждет повторения, репродуцирования того, что любит. Зрители как дети, которые страстно желают слушать одну и ту же сказку, и требуют рассказывать её ещё и ещё раз даже если уже выучили эту сказку наизусть. Голливуд всегда прислушивался к мнению публики и старался ей угодить, а посещающие кинотеатры благодарные зрители за столь внимательное обращение с собой всегда платили наличными.
1852 Прочтений • [Дина Дурбин: И то же в Вас очарованье] [16.09.2012] [Комментариев: 0]