Саундтреки осени: "Сумерки 4", "Заражение", "Драйв" и другие
Осень — сезон проектов жанрово-специфических, самой уместной тут в плане звукоряда традиционно оказывается разновсяческая электронщина, в том числе в рамках специально приглашённых исполнителей, но и могучим оркестровкам находится своё место и время. Итак, по итогам очередных трёх месяцев представляем обзор лучших звуковых дорожек в порядке выхода фильмов на наши экраны.
Обычно «электронный саундтрек» в чистом виде ставит своей задачей лишь проиллюстрировать происходящее на экране, послушно следуя за извивами сюжета. Но в этот раз случилось ровно наоборот. Кто смотрел фильм, сразу заметил, что как раз сама картинка всё время норовит развалиться на запчасти в виде «киноальманаха из жизни вирусов», и именно музыка собирает всё это воедино, придавая истории масштабность глобального полотна о происходящем на экране почти что конце света.
Итак, 20 пульсирующих в нервном ритме дорожек, жёстко соединённых друг с другом рояльным нарративом, нагнетают и нагнетают страху даже при прослушивании в спокойной домашней обстановке. В этом Клифф Мартинес, разумеется, во многом следует уже проверенной на «Солярисе» методе, за то, собственно, Содерберг его и позвал на проект. Но там-то был скорее фон, сайфайная стилизация, тут же вместе с атмосферой создаётся и отдельное действие, настороженное музыкальное движение от завязки к развязке.
Ну и тот самый нарратив, конечно, по нынешним временам на редкость запоминается с первого же просмотра, чтобы его пропустить в нашем обзоре. Нечасто в кино таким внешне простым, а на самом деле весьма замысловатым образом используют партию рояля поверх синтезаторных сирен. Одно из самых приятных приобретений в коллекцию в этом году.
Музыка из фильма на Amazon.com
«Время» Оригинальный саундтрек фильма
Композитор: Крэйг Армстронг
Режиссёр: Эндрю Никкол
Рано или поздно, но это должно было случиться. Композиторы, работающие в жанре эмбиент-саундтрека постепенно, шаг за шагом приближались к созданию той минималистической границы, за которую будет уже не заступить. Микл Бритш в «Пандоруме» уже попробовал нечто подобное, но ему то ли таланта не хватило, то ли слишком сильна была радость от того, что можно ритм-секцию не прописывать всё уже написано до нас, нажми клавишу и радуйся... в результате возникло ощущение как мелодической, так и атмосферной неполноценности. А вот Крэйгу Армстронгу удалось достичь той стенки, от которой придётся плясать обратно всем композиторам-минималистам. Пишет он довольно мало (в среднем по альбому в год), но каждый фильм становится заметным событием хоть «Тихого американца» привести в качестве примера, хоть «Золотой век».
Перед нами некий «Чёрный квадрат» среди саундтреков, где атмосферная составляющая доведена до максимума, тематическая сведена к нулю. На протяжении всего альбома вы не услышите ни одной мелодии. Вообще ни одной. Даже In Time Main Theme темой является только по названию, де-факто это набор долго длящихся звуков без перспективы на их развитие. Ритм-секций в альбоме великое множество, эмбиент заливает сознание до краёв, пульсации скрипок в нужное время и в нужном месте. Ничего лишнего, всё ненужное безжалостно отсечено, и при этом никакого нарочитого упрощения во имя достижения цели. Урбанистический минимализм достиг предела, господа, теперь милости просим обратно к очарованию мелодии.
Оригинальный саундтрек фильма на Amazon.com
«Приключения Тинтина: Тайна Единорога» Оригинальный саундтрек фильма
Музыка Джона Уильямса
Режиссёр: Стивен Спилберг
Хотим мы того или нет, но саундтреки уже давно делятся на «до» и «после». До Джона Уильямса с его симфоническим великолепием «Звёздных войн» и после. До Алана Менкена с его непревзойдёнными песнями к полнометражной анимации, и после. До Ханса Циммера с его эпическим звучанием, где слились в экстазе живой и цифровой звук, и после. И практически сразу, словно корабли ракушками, каждый из них оброс многочисленными подражателями и стилизаторами. Но как бы ни старались копиисты, двух Пушкиных не бывает. Оригинал всегда лучше. Как и в данном случае.
Композиторский стиль, мастерское перо и оркестровую манеру Джона Уильямса можно узнать, не заглядывая в титры. И даже не зная фамилии режиссёра (хотя мы-то с вами и так в курсе, что Спилберг ни с кем другим не работает). Звучание оркестра Уильямса не спутать ни с кем из огромной когорты голливудских мастеров художественного звука. Уильямс это яркие, мгновенно запоминающиеся темы. Уильямс это партитура, в которой выразительные возможности каждого инструмента использованы на полную катушку. Это огромная многокрасочная мозаика, настоящая звуковая феерия.
Некоторые дорожки альбома к «Тинтину» напоминают предыдущие работы маэстро. Обобщение лучшего, собственный стиль, автоцитата, автоплагиат называйте как хотите. Главная тема ну чисто Cantina Band из «Звёздных войн». А при прослушивании Captain Haddock Takes The Oars закройте глаза и возникнут перед вами тёмные облака, из которых выплывет название, набранное готическим шрифтом. С другой стороны, уже 75 фильмов в копилке, как тут не повториться. Главное, что доказал альбом: возраст отнюдь не помеха творчеству. Уильямс в свои неполные 80 по-прежнему находится в авангарде композиторского цеха, и по-прежнему способен создавать альбомы, полные свежести, ярких красок и юношеского задора.