Два года назад Ритчи удивил даже собственных фанатов (речь здесь и далее пойдёт о нашем прокате, за океаном — совсем другая история), сумев перебороть неизбежную в нашем отечестве волну недоверия, переходящего в возмущение — вашими грязными голливудскими лапами и соваться в наше всё, где Соломин и Ливанов, и где Бэрримор и Михалков, где «Темза, сэр». Инерция классической экранизации, эту штуку непросто победить, особенно если ты о ней не в курсе. Потому что уж на что-что, а на шедевры Игоря Масленникова он ну никак не равнялся, да и вряд ли вообще знает об их существовании. И всё равно Ритчи сумел. Объяснить суть шутки юмора, показать, что и вот такой залихватский Холмс имеет право на существование, что и вот такому Конан-Дойлу нельзя отказать в обаянии.
Шерлок Холмс 2: Игра теней трейлеры
Потому, когда спустя должное время на горизонте замаячила вторая часть, в которой нам пообещали Мориарти, разве что совсем зашоренные граждане продолжали гундеть про «грязные лапы». Ритчи нам сделает развесело, с выдумкой, с хитрым прищуром и нахальством британца в Голливуде, которому нечего терять, кроме своих бюджетов. Опять же трейлер — бодренько, спецэффектненько, харизматичненько, смешно. Саундтрек патентованный, опять же. Эх, прокачу!
Впрочем, некоторые сомнения начали закрадываться уже на первых минутах просмотра. Ибо Ритчи, вооружившись придумками четы лос-анджелесских таксистов, отчего-то решает не тянуть кота за хвост, а начать прямо с Мориарти. Ну, в смысле, во плоти его нам покажут чуть позднее, и даже шахматы будут, а вот разводок — увы. В смысле, детектив как жанр забыли вписать в синопсис. С самого начала мы чётко знаем, что он — негодяйский негодяй, да он и не скрывается, прямо так и негодяйствует, без отрыва от лекций, консультаций и раздачи автографов.
Нам русским по белому рассказывают, как он сам себе злобный буратина и как его надо споймать, осталось понять, как и зачем. Но это вопрос философского характера, Ритчи и семейство таксистов это не волнует, это же не детектив, помните? Ах, ну да, а ещё он мочит в сортирах. В чём смысл последнего действия — не в курсе даже таксисты, зато это повод засветить в кадре вставную Рэйчел Макадамс и Дауни в гриме.
Итак, дано: женившийся Уилсон… эээ… простите, Ватсон (параллели с «Хаусом» знатокам последнего вообще будут икаться всю дорогу), отчаянно ревнующий и потому запойный Холмс, голый Майкрофт (здесь будет вот такой смайлик: 0_0), злобный Мориарти, его ещё более злобные миньоны, читатель ждёт уж рифмы про Рейхенбахский водопад? Куда ж ему деться, ведь он — единственная ниточка, связывающая Конан-Дойля со всем этим балаганом. Впрочем, само название в кадре так, кажется, и не произнесут.
Зато профессора Мориарти успешно скрестят с доктором Зло из недавнего загиба про Капитана Америку. Оба-два так хотели войны, что кушать не могли.
Погодите, но всё точно так же было и в первой части! И детектива было чуть менее, чем нисколько, и дедуктивному методу Холмс предпочитал беготню по подвалам Лубянки, успешно заменяя оный мастерством суггестического планирования грядущего лупцевания в слоу-мо (с обязательным повтором любой драки два разА). Но. Там был шаловливый Дауни, сбежавший с площадки «Железного человека», там был викторианский Лондон, стилизованный под визионерские изыски испанских многостаночников. В конце концов, там была милейшая и невиннейшая мужская дружба между Холмсом и Ватсоном.
А тут? Тоже всё так, да трошечки не так, как говаривал один юмористический персонаж по фамилии Попандопало. Следите за руками. Воспользовавшись классическим рецептом сиквела (всё то же, только больше) Ритчи разом надавил на все педали, до каких дотянулся. Лёгкий гей-романс первой части превратился в чистый ахтунг. Лёгкий приключенческий маразм стал напоминать горячечный бред пьяного гусара после секса с медведем (ну как ещё можно воспринимать сцену с пулемётом Гатлинга и броском пославшей Ватсона жаны в набежавшую волну). Необязательность второстепенных персонажей дошла до своего апогея — во второй части уже все персонажи необязательные. Даже Холмс. И уж тем более — Мориарти.
Опять же, в первой части фильм спасал юмор. Он тут тоже есть. Как и бодрая картинка, как и шаловливые диалоги, как и кой-какая харизма, как и этот несчастный подопытный барбос. Но их на фоне явно возросшего сценарного маразма становится маловато.
Судите сами: какие-то цыганские отряды, какие-то шприцы с адреналином (привет Финнеасу Фоггу), какие-то эскадроны гусар летучих, и даже эрцгерцог Фердинанд чуть не сподобился помереть на 15 лет раньше срока. А в качестве противовеса? Пара сомнительных шуток про накуренного Холмса (спасибо, что гелием не дали подышать, а чо, смешно же), повышенная смертность среди второстепенных персонажей, двадцатиминутная ponozhovschina с участием russky kossacs, цитирование абзацами всего, что можно и нельзя процитировать (бомба в египетском саркофаге, да), Ватсон, играющий в подкидного дурака на раздевание, далее везде.
Фишка в том, что всё это — категорически не смешно. А местами даже занудно. Пара же точных острот в середине повествования хоть и кажется удачной, на самом деле тоже процитирована — это же типичная сцена какого-нибудь седьмого сезона всё того же «Хауса», в которой Хаус тащит куда-то Уилсона с неблаговидными целями. И даже выражения лиц у обоих типические. Всё ждёшь, когда они вспомнят про Кадди, простите, миссис Хадсон. А ведь раньше это Хаус был пародией на Холмса, теперь, выходит, наоборот?
Так что в итоге, когда шахматная партия окончательно превращается в «чапаева» и с криком «ухи, ухи!» оба лупцующихся принимаются скакать по столам, ты уже банально смотришь на часы — когда эта галиматья кончится? Потому что ску-у-чно.
Одна жалость, даже подупавшие заокеанские сборы покуда не приведут к тому, что злополучный водопад всё-таки сделает своё дело. И нас ждёт ещё и третья серия. Страшно подумать, что с Холмсом произойдёт там.