Общим местом стало суждение, что уходящий год был для многих годом разочарований, так уже к середине ударного летнего сезона внезапно выяснилось, что за прошедшие месяцы едва можно вспомнить лишь с полдюжины фильмов, оправдавших ожидания или оказавшихся приятным сюрпризом. Особенно это касалось ожидаемых блокбастеров, далающих кинотеатрам кассу, которые раз за разом оказывались существенно слабее внезапно последовавших один за другим прорывных заокеанских сериалов. Во второй половине года ввиду не столь завышенных предварительных реляций с ощущением «полный швах» стало полегче, но в целом год всё равно завершился под настроением «типического не то».
Тем не менее, в нашей памяти он останется не этим, а положительными впечатлениями, чему мы и посвятим этот обзор, традиционно раздав всем сестрам по серьгам и придумав каждому хорошему фильму по своей уникальной номинации, отдельно мы раздадим пару призов от читателей на основе наших опросов.
Но для того, чтобы вкратце продемонстрировать череду преследовавших нас разочарований, приведём лишь два примера, открывавших новый сезон. В декабре под ёлочку стартовал «Трон: наследие», за которым в течение года последовали такие ожидаемые фантастические блокбастеры как «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес», «Запрещённый приём», «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны», «Гарри Поттер и Дары cмерти 2» и «Ковбои против пришельцев» — все они в итоге отличились одним свойством, им в очередной раз попросту забыли написать сценарий, напрочь убив всю идею, местами весьма многообещающую.
Эти фильмы получают один приз на всех — за лучший трейлер, который забыл стать фильмом, и только финал ГП получает за выслугу лет грамоту «Помер дед Максим, да и х с ним». По сути, за год в этом жанре неплохо выступил лишь один проект — «Восстание планеты обезьян», который и получает от нас звание лучшего нф-блокбастера 2011 года. Мы нарочно не будет включать в эту категорию многочисленные кинокомиксы, о них мы ещё поговорим отдельно.
Второй пример: начавшийся под ёлочкой «год Деппа». Из четырёх фильмов Джонни в этом сезоне один релиз 2010 года добрался с запозданием (как раз январский «Турист»). Из рассматриваемой четвёрки «Пираты Карибского моря 4» торжественно объявляются худшим сиквелом года (а заодно, напротив, самым кассовым фильмом года), «Ромовый дневник» получает набор поддельных китайских игрушек за экранизацию, не имеющую ничего общего с оригиналом, тот самый «Турист» доставляет Деппу и Джоли одно полированное дерево на двоих за лучшую звёздную мебель в кадре, а вот анимационный «Ранго» напротив, совершенно заслуженно становится лучшим мультфильмом, а также прорывом года. Джонни, почему в последнее время в рисованном виде ты играешь лучше, чем в живом, а?
Ещё одним прорывом года оказалась изрядная оперативность наших прокатчиков, вовремя показавших нам все-все оскаровские блокбастеры прошедшего сезона. «127 часов», «Чёрный лебедь», «Железная хватка», «Воды слонам», «Боец», «Король говорит» и я бы добавил сюда ещё «Древо жизни», которое относится уже к следующему сезону. Всё фильмы как минимум непростые и очень полезные для просмотра. По поводу оскаровских поводов и результатов мы много писали и будем писать ещё, от себя лишь добавим, что такого сильного и, главное, очень ровного конкурса у премии не было давно.
Дальше по календарю начался сезон отечественного коммерческого кино, как всегда с говнокомедии, далее пошло-поехало ещё круче, но во всём списка, который вообще стоит хоть какой-то дискуссии, а именно: «Выкрутасы», «Служебный роман. Наше время», «Generation П», «Мастер и Маргарита», «2 дня», «Пирамида», «Утомлённые солнцем 3: Цитадель», «Бабло», «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Бой с тенью 3: Последний раунд» — как видите, были и свои всплески, и свои провалы, а больше всего было скандалов. Попробуем выразить это в бронзулетках.
Итак, «Цитадель» вне конкурса получает от наших читателей звание худшего фильма года. «Выкрутасам» мы вручаем подарошную матрёшку с дарственной надписью «три фильма в одном» плюс ростовая статуя Милы Йовович с папье-маша.
«Мастер и Маргарита» награждается премией имени Германа-старшего за самый долгий путь в прокат. «Пирамида» признаётся нами самым приличным российским коммерческим фильмом года (а также лучшей неофициальной экранизацией Пелевина). «Служебный роман» — награждается за худший римейк, бессмысленный и беспощадный. «Бабло» становится жанровой неожиданностью года (многие до сих пор удивляются, что, оказывается, это можно смотреть). «Высоцкий» получает звание «Безруков года», в качестве приза презентуется резиновая морда, на подставке гравировка «с тем объёмом пиара, который потрачен на этот фильм, можно сменить президента». Наконец «Бой с тенью» получает приз «за верность традиции», однако на этом хватит, ладно? Не надо вымучивать ещё и четвёртую часть.
И да, за лучший дебют (который разбился потом «Вдребезги») отдельного упоминания удостаивается Роман Каримов и его «Неадекватные люди».
Далее по календарю с фильмом «Меняющие реальность» стартует череда столь любезной нашему сердцу малобюджетной фантастики и сопутствующих жанров. В списке помимо того: «Сумасшедшая езда», «Пол: секретный материальчик», «Пришельцы на районе», «Области тьмы», «Исходный код», «Супер 8», «Пастырь», «Ханна. Совершенное оружие», «Аполлон 18», «Конан-варвар», «Время», «Нечто», «Заражение», «Живая сталь». Список очень неровный, но именно тут кроется самая-самая мякотка.
Так «Супер 8» становится лучшим киноманским фильмом года. «Меняющие реальность» награждаются за лучшее раскрытие теории заговора, причём в жанре мелодрамы. «Чужие на районе» становятся лучшим юмористическим концептом. «Сумасшедшая езда» — лучшим грайндхаусом года. Далее «Заражение» у нас — апокалипсис года. «Ханна» — убивашка года. «Исходный код» и «Время» — самые многообещающие, но недореализованные идеи. Наконец «Живая сталь» становится, с одной стороны, лучшей мелодрамой года, а с другой — получает читательскую премию как лучший фильм года.
Отдельную когорту в кинофантастике в этом году традиционно заняли кинокомиксы или близкие к ним по стилистике проекты: «Зелёный шершень», «Я четвёртый», «Зелёный фонарь», «Шерлок Холмс 2», «Люди Икс: первый класс», «Первый мститель», «Тор», «Война богов: Бессмертные», «Фантом». Как видите, тоже не сады. Но своих чемпионов выделить можно и тут. Лучшим кинокомиксом года становится приквел «Людей Икс», ему же достаётся суперприз за лучшее камео Хью Джекман, приз за лучший дизайн достаётся «Тору», антиприз за визионерство в коротких штанишках получает Тарсем Сингх и его фильм «Война богов», резинового Бекмамбетова с надписью «из Москвы с любовью» мы отправим съёмочной группе «Фантома» (а заодно упомянутому выше «Аполлону»), Гай Ритчи получает с занесением за недостаток юмора и чрезмерный «гей романс». Наконец «Первому мстителю» достаётся приз за ПАФОС. А вот за звание худшего кинокомикса на равных соревнуются два «зелёных» фильма. Как говорится, игра была равна, играли два орла.
Далее настаёт время анимации. Вот список: уже упомянутый выше «Ранго», далее «Рио», «Кунг-фу панда 2», «Тачки 2», «Приключения Тинтина», «Кот в сапогах». От наших читателей приз тут достаётся «Рио», мульт едва не стал лучшим фильмов года. «Кот в сапогах» становится самым кассовым мультфильмом. Тинтин получает звание самого недопонятого концепта. В отечественном дерби поучаствовали дуплетом «Иван Царевич и серый волк» и «Смешарики. Начало». Тут победа паче чаяния в итоге достаётся студии «Мельница», причём в основном благодаря слабости сценария смешаров. В общем и целом оба проекта являются скорее середнячками.
Кажется, среди важнейших жанров мы покуда забыли лишь о классических боевиках. Их в этом году было немного: «Форсаж 5», «Миссия невыполнима 4», «Механик», «Профессионал». Лучшим боевиком по мнению наших читателей (да и нашему мнению, чего уж там) становится «Форсаж», сумевший удержать и без того высокую планку четвёртой части, он же становится лучшим франчайзом года, а вот почётное звание «последний герой боевика» получает всё-таки Том Круз, ведь это фактически камбэк сезона.
За год на наших экранах побывало несколько фильмов странной категории «жанрово-артхаусного кино». «Шпион, выйди вон!», «Драйв», «Криминальная фишка Генри», «Однажды в Ирландии». Почти каждый из этих фильмов уникален в своём роде, каждый получит и свой приз. «Шпион» — за лучшую передачу эпохи и за лучшую мужскую роль Гэри Олдмана. «Драйв» — за профессиональный расчёт при штурме Голливуда и за самый некорректный промоушен (не делайте под Маяковского, делайте под себя!). «Криминальная фишка Генри» — спецприз грустному Киану Ривзу, чтобы он уже развеселился, а также за следование школе Станиславского имени обоих Чеховых. А вот лучшей инди-комедией становится «Однажды в Ирландии» — приз имеет вид уменьшенной копии городской ратуши города Брюгге.
На этом список комедий разного вида не счерпывается: «Полночь в Париже», «Агент Джонни Инглиш 2», «Мальчишник 2». Последний получает игрушечный копировальный аппарат за клонирование как метод. Роуэн Аткинсон становится лучшим комедийным актёром года. Наконец «Полночь в Париже» получает от нашей редакции приз за лучший сценарий и общую задушевность.
По сути, из жанрового кино не охваченными остались лишь очередные «Сумерки». Читатель ждёт уж матерной рифмы? Получите-распишитесь — переходящий вымпел «Моар Кобачкаъ на глагне!» Уже скоро мы и они отмучаются.
Настало время разновсяческого фестивального кино. Его было немного, часть ещё только ждёт своего проката (например, феноменальная «Туринская лошадь» Беллы Тарра), часть уже благополучно прошла мимо широкого зрителя, часть же всё-таки сумела пробиться, в общем, до встречи на «Оскаре»: «Меланхолия» становится лучшим артхаусом года, почётный фашист Триер — лучшим режиссёром, Кирстен Данст — лучшей актрисой, далее «Артист» — прекрасный оммаж целой эпохе, квинтэссенция артхаусного концепта, «Пина» — лучшее документальное (ну, во всяком случае неигровое) кино.
Из отечественных: «Фауст» получает приз за классицизм и весомость (в пику михалковым), «Шапито-шоу» (фальстартом, оно выходит в прокат в январе) — лучший отечественный фильм, лучший актёрский ансамбль, гениальный саундтрек, «Мишень» — постановка, сценарий, спецэффекты (!), «Портрет в сумерках» — переходящую грамоту имени «Питер FM» за волю к победе, «Борис Годунов» — за бюджетную масштабность замысла и он же — антипремию за продюсерскую беспомощность.
В финале пройдёмся по техническим номинациям. Операторская работа: «Меланхолия». Саундтрек: «Битва за Лос-Анджелес». Лучшая песня: «Первый мститель» (угадайте, какая). Триде года: «Пина». Монтаж: «Драйв». Художник-постановщик: «Шпион, выйди вон». Лучший автотрюк: «Форсаж 5» (сцена с сейфом). Лучший каскадёрский трюк: «Миссия невыполнима 4» (беготня по небоскрёбу). Трэш года: «Супер 8» (вставной фильм, который снимали детишки). Предлагайте другие варианты в комментах!
1494 Прочтений • [2011: Итоги года кино] [16.09.2012] [Комментариев: 0]