Право, Макджи после всех сложностей с четвёртым «Терминатором» нужно было отдышаться, а куда автору «Ангелов Чарли» податься для роздыху души? Разумеется, в жанр экшн-комедии, а конкретно экшн-ромкома, в качестве какового «Значит, война» и была презентована публике. Казалось бы, никаких тебе подводных камней — два красавчика, недавно прогремевших в масштабных проектах, между ними подуставшая от высокого штиля и потому готовая пошалить Уизерспун, ненавязчивый сюжет «для всей семьи» — пукалки для мальчиков, шершеляфам для девочек, лёгкий солдатский юморок, самое оно запустить в народ на безрыбье валентинова дня.
А вот нашёл режиссёр Макджи даже посреди этой творческой расслабухи себе приключений на рыжую морду. Точнее, нашёл традиционный для подобных антрепризных проектов зоопарк сценаристов, который неумолимо превращает фильм в паззл.
Значит, война трейлеры
Тут пришли диаложег написали, там сценку придумали, а вот тут пусть будет перестрелка, а здесь — смешная перебранка. Это не только делает кино чем-то среднестатистическим (какие-то там герои в неких ситуациях), но и немедленно сваливает всё в область штампов и заимствований.
Таким поводом для заимствований в данном случае, ничтоже сумняшеся, случилась классика «семейного экшна» — кэмероновская «Правдивая ложь». Не известно, что там себе думал Макджи, но после эпигонства (что уж там) одному культовому фильму Кэмерона, сразу же вставать на ещё более скользкую дорожку, ибо Железный Арни в своих комедийно-боевичковых ролях поистине неподражаем — это уже само по себе как-то не комильфо.
Впрочем, судите сами, есть стилистические и фабульные совпадения или нет. Из затемнения нам показывают некую суперагентскую операцию с переодеванием, во время которой «что-то пошло не так». Потом показывают бытование скучающей девушки средних лет, кою озабоченная подружка склоняет поискать на свою сиську эротических приключений. Потом, на контрасте, бытование парочки скучающих суперагентов, которых временно отлучили от стрельбы по тарелочкам. Однажды скучающая парочка по случаю скрестит свои шпионские шпаги на оной барышне, в ход пойдут и прослушка с компроматом, и, рано или поздно, «я дам вам парабеллум». Как говорится, найдите две разницы.
Одновременно за кадром некий международный террорист что-то такое злоумышляет, даром что не ядрёную бонбу «фром экс-совиет републик оф Казакхстан». Спасибо, что никто не летает на воспетом Пелевиным «харриере», и не целуется в диафрагму ядерного гриба.
Впрочем, эпигонство и эпигонство, где наша не пропадала, мозаичность сценария — тоже не велика потеря, кино-то хорошее или как? И вот тут ещё больше вопросов. Для начала, кино очень долго раскачивается. И сложнопостановочная эта открывающая спецоперация так себе — много пиф-пафа мало смысла. И долгопоповицкая эта разъяснялка на 20 минут, кто на ком стоял. И эта тётя-лошадь с её пузаном в семейках. И родственники эти многочисленные (чьи из двух агентов, али они вообще сводные братья, уяснить удалось аж ближе к концу), и безумное количество голубоглазых блондинов и блондинок в кадре (кажется, брюнетка во всей команде одна — «бывшая» персонажа Тома Харди).
В этой всей мешанине начинаешь не то чтобы скучать, а (на фоне жутко переигрывающей Уизерспун с подружкой) натурально сходить с ума, потому что ничего кроме — на экране же и не происходит. Думаешь, ещё десять минут и кранты кину, потому что дальше смотреть это уныние невозможно.
Но нет, прощалки-объяснялки внезапно завершаются, и двое шпиономанов принимаются дербанить тётеньку в романтическом ключе. Появляются и юмор, и актёрская игра (хотя Уизерспун так и остаётся главным мискастингом проекта — ну не тянет она на комедийную романтику в стиле Рене Зельвегер, которую из неё отчаянно пытаются изобразить), и экшн-сцены становятся более убедительными, и все эти вопли про «кодекс братана» пару раз всё-таки выбираются из рамок сериала «Как я встретил вашу маму».
Натужный паровоз братьев Райт постепенно набирает свой ход и несётся к развязке, уже не сопровождаясь дружным храпом в зале. Кажется, вот-вот, и будет нам катарсис, по традиции, на недостроенном мосту (хотя, в «Правдивой лжи» мост был свежевзорванный), ну же, ну!..
Ну и ну. Финал в стиле мир-дружба-жевачка возвращает нас из мира экшн-комедий в область сопливых мелодрам, где все умирают счастливо и массово. Ну а что вы хотели от этого сценаристского зоопарка, который так и забыл объяснить нам, что такого нашли в испытательнице сковородок два качковых спеца с голубыми глазами. Кажется, Том Харди с его финалом больше похож на счастливого бывшего обладателя купленной козы, нежели мачистый Пайн со следами насилия на лице.