Жанр комедии, несмотря на засилье в нашем прокате бесконечных российских якобы-комедий, отечественному кино категорически не даётся, поскольку раз от разу бесконечные кавээнщики и камедиклабовцы дают нам вместо шуткоюмора некую дурную смесь гламура и трэша в плохом смысле. И что главное — ну не смешно. Комедия, за время просмотра которой в гробовой тишине кинозала раздаётся хорошо если два вялых подростковых смешка — это несомненное ноу-хау наших киноделов.
Собственно, и само это засилье происходит не потому что умеют, хотят, или есть какой-то особый зрительский запрос на кино именно в такой стилистике. Просто как-то давно, на самой заре этой стилистики, на волне телевизионной популярности основных участников парочка подобных проектов принесла неслабую прибыль. А это у нас само по себе безумная редкость (вообще число хотя бы окупившихся фильмов у нас составляет пару десятков за десять лет), так что все резко принялись ковать железо, разве что железо оказалось слишком далеко от кассы, ибо даже редкие всплески чего-то вышеплинтусного не спасали жанр от быстрого увядания, заодно окончательно закапывая и зрительский интерес к русскому кино в целом.
Самоубийцы трейлеры
Так что когда снизу постучали, внезапно выяснилось, что и комедии у нас снимать не умеет никто. И тогда, как водится, траурное настроение взялись разбавлять появившиеся ниоткуда новички. Год назад взошла звезда Романа Каримова, чьи «Неадекватные люди» пусть и прошли мимо больших залов, зато склонный подмечать незаметное интернет сделал фильм настоящим хитом. Лобановское шедевральное «Шапито-шоу» в своей комедийной ипостаси в этом смысле ещё только ждёт своего часа — слишком уж долго и мучительно оно выходило в прокат (чудо уже то, что сумело выйти, с таким-то хронометражом и структурой). И вот, получите новое имя — Егор Баранов и его чёрная комедия «Самоубийцы».
С чёрными комедиями у нас дела ещё хуже, чем с комедиями романтическими — тот же Каримов и его «Вдребезги» показали, что это дело вообще сложнейшее, и лишний градус немотивированной агрессии тут может испортить всё хорошее, что было помимо того. Да и вообще, мало на свете тарантинов, и гаев ритчи мало, и робертов родригесов. Однако автор «Самоубийц» изначально поставил себя в непростое положение, поди сними о совершенно несмешном (и подкузьмившая волна подросткового суицида в Подмосковье тому лишнее доказательство), да так, чтобы было смешно не только на площадке, где осветители ржут даже на съёмках «Гамлета», но и в кинозале, занятом поглощением жареной кукурузы.
Для этого Егор Баранов решил снимать никакую не чёрную, а вовсе совершенно жизнеутвеждающую комедию, только загримированную под «криминальный экшн». А что из этого получилось — судите сами.
Итак, самоубийца со стажем и двое новичков решают, что перед тем, как совершить очередной акт неудачного суицида, надо уже как следует оттянуться, всё равно жизнь не мила. И вот, предварительно как следует разогревшись, наша троица отправляется грабить супермаркет, что с успехом и проделывает, по дороге поставив на уши весь город.
Наутро они проснулись, и выяснили, что никто никого не замочил, зато под окнами у них страждущая толпа суицидного населения, жаждущая перед «лучше, конечно, помучиться» исполнить при помощи новоявленного Клуба самоубийц своё последнее желание.
Вот собственно процессу исполнения этих желаний, а также различным дискуссиям по поводу того, что привело каждого в заброшенный дом (ещё одна отсылка к «Бойцовскому клубу»), а также преодолению на этом пути различных препон в лице местной власти, бандитов и милиционеров, и посвящена большая и лучшая часть фильма.
Солдатик, лесоруб, разорившийся бизнесмен и прочие граждане не хохмят на камеру, чем напропалую грешит весь этот камедиклаб, но шутки всё-таки доходят до зала. Большую же половину шоу ворует гест-стар Гоша Куценко, который своими речугами чуть не сумел потеснить центрального персонажа Стычкина.
И в этом, кстати, одна из двух существенных слабостей в целом очень неплохого фильма. Дело в том, что два из трёх главных героев (персонажи Воробьёва и Акиньшиной соотв.) довольно слабо прописаны сценарно, так что в итоге создают своим постоянным присутствием на экране ощущение некоторой пустоты и голословности. То есть отрешённость опустошённого человека это, конечно, сыграно хорошо, но для комедии этого мало, нужны какие-то свои, внутренние элементы безумия, а не только идиотизм внешних обстоятельств. Нам, конечно, предъявляют для каждого из них какую-то формальную «объяснялку», но и только. Другое дело Стычкин, его герой — почти Бэтмэн, его впору отправить российским легионером в какой-нибудь независимый американский комедийный кинокомикс, и главное накал страсти в нём соответствует заявленному жанру.
Равно как и многие второстепенные персонажи вроде хаапсаловского лесоруба, составляя в итоге вполне цельный коллектив самоубивцев. В отличие от полупрозрачной Акиньшиной в странном костюме.
Второй же существенный недостаток картины (помимо традиционно чудовищного постера) составила та же проблема, что преследовала в своё время Каримова — грамотный выбор уровня происходящего на экране насилия. Все эти пострелушки в супермаркете, перестрелки с куценковскими бандюганами и прочие ограбления банков, во-первых, полностью выпадают из рамок чернушной, но комедии, а во-вторых, выглядят неумными вставными номерами на «отвяжись». Вроде как здесь у нас перестрелка, окей, будет перестрелка, благо локация в виде подмосковного особняка или расположенного на той стороне МКАДа торгового центра уже оплачена. Ну не смешно же, а местами и просто глупо. В таких вещах бесконечно важно чувство меры и большой опыт работы в профессии, а с этим у Егора Баранова оказался всё-таки недобор, и это ломает стилистику, портя то хорошее, что есть в фильме помимо нарушения УК.
Тем не менее, кино в целом получилось очень приятное именно своим гуманитарным посылом, что самоубийство — это не способ решения проблем, а способ ухода от этих проблем, и спасает от этого всего юмор, любовь и товарищество.