Тарсем Сингх даже не собирался экранизировать знаменитую сказку. Белоснежка была лишь приманкой для продюсеров. Ведь сегодня — когда мальчики-волшебники выросли, а бледные вампиры рискуют скоро надоесть даже своим самым преданным фанаткам; когда даже «Титаник» переведён в 3D — у продюсеров появился вполне объяснимый страх, что однажды им не на чем будет зарабатывать. А тут ещё киноакадемия со своей ностальгией по старому-доброму Голливуду артистично отбивает чечётку на костях тех, кто ищет вдохновение в спортивных, семейных и политкорректных драмах. В это суровое для продюсеров время ничто не может лучше успокоить их истерзанные долларом сердца, как классический сюжет с героями, чья кинобиография богаче арабских шейхов. Вот тут-то и подкараулил их Сингх с предложением поведать историю о невероятных приключениях Белоснежки.
Белоснежка: Месть гномов трейлеры
Получив благословение продюсеров, Сингх, особо не отступая от оригинала, создал сказку весьма далёкую от первоисточника. Но вовсе не потому, что хотел модернизировать фантазии братьев Гримм, а потому, что Белоснежка лишь гостья в его собственной истории, и сказочный сюжет один из ярких элементов мозаики, а вовсе не краеугольный камень сценария. Ещё в «Запределье» режиссёр заворожил зрителя своей способностью создать на экране собственный мир, гораздо более реальный, чем действительность, и гораздо более фантастический, чем любая сказка. Вот и зрителя «Белоснежки» Сингх проводит сквозь сказку, позволяя заглянуть в её Зазеркалье. И зритель видит, что в экранной жизни есть не только реальность и вымысел, которые, прогуливаясь по фантазиям публики, рука об руку идут к финальным титрам. Сингх распахивает ворота собственного королевства: его мира, где он живёт и царствует, вне зависимости от того, какая история рассказана в его сценарии.
Этот мир ярок, в нём интерьер выразительнее характера персонажа; здесь любой костюм существует в кадре в ранге специально приглашённой звезды; здесь каждая деталь выразительнее целого, потому что для режиссёра эта деталь и есть нечто целое и самодостаточное. Белоснежка стала частью фантазии Сингха, который родился в Индии, а вырос в мире собственного воображения. И он не прячется в фантазиях от реальности, а лишь утверждает, что ирреальный мир порой понятнее и яснее и всегда ярче и интереснее реального, ведь всё в нём исключительно выразительно, гармонично и часто совершенно с точки зрения формы.
В «Белоснежке» Сингх не рассказчик, а скорее иллюстратор. Изобразительный ряд для него, конечно, не важнее диалогов, но «говорит» он уж точно не меньше. Снег, лес, замок, город всё подчёркнуто «не живо» и сконструировано, и оживает на экране специально для того, чтобы гномы поборолись за справедливость, Белоснежка за любовь, Королева за молодость, а принц за право быть главным героем «хеппи-энда, проверенного фокус-группами», а не его забавных версий эпохи увядающего феминизма. В руках режиссёра всё превращается в дорогую декорацию, что лишь дарит происходящему определённую долю театральной условности, а в сочетании с отточенными диалогами, рождает реальность кинематографической пьесы.
Здесь калейдоскоп Сингха создаёт необычный узор. Диалоги, полные лёгкости и остроумия, делают из истории классическую комедию положений, события которой могли бы произойти в реалиях любой сказки, поработай с ней сценаристы с чувством юмора. А в видеоряде от лепнины на стене замка до деталей костюмов ощущаются гротеск, абсурдность, более тонкая ирония, чем в смешных, но и не лишённых прямолинейности репликах.
Сингх смело сочетает текст и изображение, в основе которых лежит абсолютно разная природа смешного и выразительного, а это предполагает и разную природу зрительского восприятия. С одной стороны, это делает фильм особо притягательным для зрителей, которые неожиданно начинают ощущать гармонию сочетания несоединимого, но с другой стороны, такой неординарный режиссёрский ход превращает персонажей сказки из главных героев в статистов, скорее украшающих историю своим присутствием, чем развивающих сюжет поступками. Герои напоминают желанных гостей бала-маскарада, куда приглашены сказочные персонажи, а сама история Белоснежки, как игра в фанты лишь одно из многочисленных развлечений, придуманных хозяином вечера Тарсемом Сингхом.
Режиссёр играет со всеми: с героями, зрителями, продюсерами. При этом с последними с нескрываемой радостью. Например, режиссёру безусловной хотелось, чтобы его сказка была хоть чем-то связана с родной Индией, и позолоченных луковиц куполов замка ему, конечно, было мало. Самый лёгкий способ убедить голливудского продюсера в необходимости признания в любви к родине режиссёра создать пародию. Так появился финальный эпизод с песнями и танцами, но, даже творя на экране атмосферу ликующего и поющего индийского киносчастья, Сингх создал нечто большее, чем просто пародию: он послал воздушный поцелуй Индии, а та улыбнулась ему в ответ.
Сингх всё делает по-своему, и никакой классический литературный первоисточник не заставит его прекратить снимать кино о его собственном мире. И даже если продюсер в сердцах спросит Сингха, неужели тот не знает, что Земля круглая, Сингх, не задумываясь, ответит словами старика Хоттабыча: «Если бы Земля была шаром, воды стекли бы с неё вниз и люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля, о достойнейший и благороднейший из продюсеров и наставников, имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой Океан. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе». И не тратьте время на то, чтобы доказать Сингху обратное — лучше сходите в кино и получите удовольствие от замечательной игры Джулии Робертс: актриса для «Белоснежки» стала той «огромной черепахой», на которой держится фильм.