Параллельный монтаж: Белоснежка и семь гномов, любимая сказка Диснея
«Пробуй сделать невозможное для того, чтобы улучшить свою работу». Может быть, Уолт Дисней никогда не слышал этих слов своей знаменитой соотечественницы Бетт Дэвис. Но, сам того не зная, он жил, следуя призыву замечательной актрисы.
15 марта 2012 на наши экраны вышла очередная целлулоидная версия сказки братьев Гримм «Белоснежка: месть гномов». Волшебная сказка так часто вдохновляла кинематографистов, что число её экранизаций уже перевалило за девять десятков. И Голливуд не собирается останавливаться на достигнутом: в этом году зрителей ждёт ещё одна история из серии «всё, что вы хотели знать о Белоснежке, но боялись спросить»…
Пока же лукавая «железная леди» Джулия Робертс в образе королевы допытывается у волшебного зеркала: она ль «на свете всех милее», параллельный монтаж расскажет о самой знаменитой Белоснежке в мире кино. Очаровательному созданию Диснея в этом году исполняется 75 лет. Но диснеевская Белоснежка не может состариться, ведь даже Время порой замедляет свой шаг, чтобы насладиться произведением искусства.
Наполеоновские планы американского аниматора
У тридцатитрёхлетнего Диснея было всё. Микки Маус Уолт подшучивал над своей главной кинозвездой: «Мы никогда не должны забывать, что всё началось с мыши» — своя студия, признание коллег и критиков, любовь зрителей, деньги, Оскары. В анимации он успел поработать со звуком, цветом, живыми актёрами, попадающими в ирреальный мир мультфильма. Казалось: он добился всего, о чём только мог мечтать. Но Уолт никогда не останавливался на достигнутом. Как только завершалось одно дело, он тут же задумывал новое: оригинальная идея превращалась в мечту, мечта в цель: «Если ты можешь представить что-то в своих мечтах, ты можешь это сделать» Дисней собственной жизнью доказывал правильность своих слов.
Итак, весной 1934 года одна мысль не давала Диснею покоя: «Если я смогу снять полнометражный анимационный фильм, я смогу всё». Не раз повторял Уолт. Ещё в юности он увидел экранизацию сказки братьев Гримм с Маргерит Кларк в главной роли: Дисней влюбился в Белоснежку и решил, что однажды создаст свою версию волшебной сказки.
Дисней собрал сотрудников студии и рассказал им свою историю Белоснежки. Будучи прирождённым оратором и человеком артистичным, он увлёк коллег своей идеей. Особенно им нравилась перспектива долгой работы над новым проектом. Художники тут же получили задание рисовать всё, что придёт в голову по поводу приключений Белоснежки и семи гномов Дисней называл такие рисунки «набросками вдохновения»: они не раз становились источником хороших идей. А в газетах появились объявления о том, что студия Диснея разыскивает художников. Великая депрессия ещё не отступила любое предложение работы было на вес золота. На студию пришли не только новые аниматоры, но и иллюстраторы, и карикатуристы все они загорелись идеей Диснея и были готовы воплотить её в жизнь.
Прихоть за четверть миллиона
Журналисты и кинокритики были более категоричны. Три года, пока Дисней работал над фильмом, они упражнялись в остроумии, называя картину то «глупостью Диснея», то его «капризом». Вопрошали: «Кто пойдёт в кино на полнометражный мультфильм? Он же никогда не будет таким интересным и динамичным, как настоящий фильм!
Конечно, Дисней не был обыкновенным мечтателем. Будучи отличным бизнесменом, он быстро понял, что короткометражные мультфильмы не путь в светлое целлулоидное будущее, а тропинка в тёмный лес больших расходов и маленьких сборов. С каждым годом производство короткометражки стоило всё дороже, а ютиться фильму приходилось перед сеансом полного метра. И хотя зрители любили мультфильмы больше, чем новости и кинохронику, собственного места в прокате у них не было.
Дисней знал: только сняв полнометражный анимационный фильм, он сможет заработать достаточно денег, чтобы развивать студию. Уолт говорил: «Я не снимаю фильмы ради денег, я зарабатываю деньги для того, чтобы продолжать снимать фильмы». Когда Дисней пришёл к своему брату и деловому партнёру Рою с радостной вестью о том, что хочет потратить четверть миллиона на съёмки полнометражного мультфильма, Рой попытался отговорить Уолта, назвав идею опрометчивой, уверял, что фильм никогда не окупится. Знал бы он тогда, что, на самом деле, съёмки обойдутся в 2 миллиона долларов!.. На семейном совете жена Уолта Лилиан поддержала Роя, заявив, что Дисней задумал разорить их, и это возмутительно, ведь их маленькой дочке не исполнилось ещё и двух лет, а папа уже готов лишить её будущего. Но Дисней был непреклонен. Он выслушивал многих, но, приняв решение, не слушал никого. Уолт лишь улыбнулся, воскликнув: «Делать невозможное это даже забавно».
Гэг на вес золота
Заручиться поддержкой близких было, конечно, нужно, но гораздо важнее было создать персонажей и общий анимационный стиль картины. Быстрее всего аниматоры справились с гномами: лучшие друзья Белоснежки каждый со своим характером ожили на бумаге, вдохновив своих авторов на создание множества забавных эпизодов. Дисней всегда умел мотивировать сотрудников: каждый, кто придумывал удачный гэг, получал пять долларов. Пример оплаченного гэга таков: в сцене, когда гномы находят спящую Белоснежку, из-за спинки кровати один за другим появляются их носы.
С героями-людьми дела обстояли сложнее. Аниматоры не могли решить, как должны выглядеть Белоснежка и королева; принц получался сутулым. В конце концов, от многих сцен с участием принца пришлось отказаться из-за того, что его исключительно сложно было анимировать, а Дисней стремился к совершенству. Ему хотелось, чтобы зрители были поражены и очарованы увиденным, поэтому для работы над фильмом были приглашены известные иллюстраторы Густаф Тенгрен и Фердинанд Ховарт, а студийные художники получили индивидуальные задания: так Джо Гранту было поручено создать образ ведьмы, с чем он прекрасно справился. Внешний облик королевы тоже со временем изменился: сначала она была полненькой дамой средних лет с весьма карикатурной внешностью, о чём свидетельствуют первые эскизы. В фильме же она предстала холодной, жестокой красавицей с осиной талией и испепеляющим взглядом.
Работа над «Белоснежкой» продолжалась три года. Конечно, Дисней не мог себе позволить на столь долгий срок отказаться от съёмок короткометражек, и студия продолжала создавать цикл «Забавные мелодии». При этом все короткометражные мультфильмы были своеобразной творческой лабораторией для авторов «Белоснежки»: работая над фильмами, они экспериментировали с цветом, со способами «очеловечивания» на экране зверей, с «оживлением» в анимации людей…
Дисней создал для сотрудников все условия для того, чтобы они совершенствовали своё мастерство. На студии регулярно устраивались мастер-классы известных художников, проводились лекции по анатомии; специально приглашённые актёры часами танцевали и жестикулировали на глазах художников-аниматоров, чтобы те уловили все нюансы мимики и человеческих движений. Художники учились с удовольствием, ведь эти занятия помогали им в полной мере проявить их талант.
1319 Прочтений • [Параллельный монтаж: Белоснежка и семь гномов, любимая сказка Диснея] [16.09.2012] [Комментариев: 0]