Бёртон как объект для зрительской любви — человек невероятно сложный. Как режиссёр творческий, мятущийся и потому склонный к перегибам, он каждый раз балансирует на грани, а то и за гранью. Бывали у него и малопонятные широкому зрителю, но нежно любимые ценителями камерные шедевры, бывали и чисто артхаусные штуки, и громкие традиционные блокбастеры. Но были и абсолютные провалы что в кассовом, что в рейтинговом измерении. И порою заранее сказать, в какую сторону качнёт Бёртона его непостоянная муза, становится решительно невозможно.
И ни трейлеры, ни прочие промо-усилия не значат ровным счётом ничего — та же «Алиса» в роликах казалась чудо как хороша, балаган ожидался вполне кэрроловский, а на выходе вышел вполне безыдейный триде-аттракцион, пусть и раскрашенный в фирменные бёртоновские аляповатые цвета. Кассу кино собрало преизрядную, но и только, резюме фанатского сообщества оказалось вполне категоричным — коммерческий проходняк.
Мрачные тени трейлеры
С «Мрачными тенями» история ещё сложнее — с одной стороны явное противоречие между презентуемым в трейлере и названием фильма. Да, в анамнезе — готический сериал конца шестидесятых, но трейлер больше был похож на очередной извод «Семейки Аддамс» с патентованным балаганом, плюс «блаженные семидесятые» под позывные «Рок-волны» и Руфуса Вэйнрайта. И такой суповой набор никак не вписывается в подобный заголовок.
С другой стороны — уж не автору ли «Трупа невесты» браться за подобную задачку-неберучку? Там и юмора, и мрачной готики, и мелодрамы навалом. Опять же «Эдвард руки-ножницы» тоже, кино вполне в заявленном жанре, живая классика, а заодно первая совместная работа тандема Бёртон-Депп.
В общем, ожидания были смешанные, но скорее позитивные, и поход в кино не предвещал особых проблем. Но проблемы начались буквально сразу же. Потому что стараниями сценариста-новичка Грэхем-Смита (он тут вскоре осчастливит нас ещё одной вампирской сагой имени Бекмамбетова) всю пьесу предваряет чудовищная по длине и абсолютно насупленно-серьёзная увертюра. Те самые заглавные «мрачные тени» грозят пальчиком и повествуют о семейных проклятиях, несчастных любовях и прочих готических радостях вроде походов ночью на кладбище под сенью горгулий.
Ни капли юмора. Ни капли достоверности. Виртуальная студия «Занук компани», потеряв колёр «Алисы», внезапно оказалась чем-то маложивым и вялотекущим. Впрочем, ладно, бывает, будем считать, что это такой авторский юмор, мол, вначале затяжной мрачняк, ну а уж и потом раззудись плечо, гуляем во все поля.
И вот, семидесятые, проблемное семейство Коллинсов плюс специально приглашённые психиатресса Бонэм-Картер, гувернантка Хиткоут и работник Джеки Эрл Хейли. Замок подзарос, семейный селёдочный бизнес в упадке, штат Мэн всё так же дождлив и страдает от регулярных нашествий вампиров и оборотней. Но строительство макдачных добралось за двести лет и в подобную глушь, а потому прикопанный гробик извлекут из-под обломков и примут на руки каркас. Барнабас Коллинс снова с нами, дорогие родственнички-девианты, пора сыграть рок в этом захолустье!
Пора так пора, кивают друг другу сценарист и режиссёр, и начинают шутить. Ну, в точности по трейлеру. И в той же последовательности. Только в трейлере, как водится, на шутку отведено секунды полторы, а в кино это тяжеловесная сцена минут на пять. Ну, ладно, как говорили в «Маппет-шоу», медведь-шутник. Можно и потерпеть, главное чтобы в целом было живенько.
Но нет, живенько тоже не становится. Депп продолжает на голубом глазу давить тех драму и трагическую любовь. Вокруг недокомпенсированного семейства даже после покраски люстр и чистки стен продолжают толпами маячить портреты местных дорианов греев и, паче чаяния, призраки разномастных родственников, чтобы со всё тем же трагическим видом бежать пруду. Итого Барнабас страдает, психиатресса пьёт горькую и переливает кровь, гувернантка будто сбежала из романов Шарлотты Бронте и Джейн Остин, из которых всем известно, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену. Детишки вообще не парятся со смыслом своего пребывания в кадре, просто произносят текст. Ну и братец поглядывает на часы и тырит мелочь по карманам.
И даже скоропостижное (эдак к середине всего мероприятия) появление на горизонте коварной разлучницы Евы Грин, она же главный спецэффект — чо ей так сдался Барнабас-Депп, вопрос, которым авторы не задавались, ну была такая тема в сериале, в кино это всё выразится в немой сцене эпилога и безумно затянутой акробатике под того самого Вэйнрайта.
Итого, помимо в целом харизматичного Хейли, приятными сюрпризами на всё кино случились лишь два сюжета — финал истории с Хеленочкой (юмор тут чисто семейный, для понимающих) и, совсем немного, вставные хиппи из фольксвагеновской «буханки».
Всё остальное — и особенно несмешной фейспалм с персонажем Хлои Моретц — либо банально, либо скучно, либо затянуто, либо все три пункта сразу.
Как будто не было той же «Семейки Аддамс», да хоть бы и упомянутых выше бёртоновских проектов. На фоне семейки Коллинс стародавний мультсериал про «драккулито-вампирёныша» покажется знатокам верхом юмора, потому что легко, ненатужно, и местами смешно. Что же хотел сказать Бёртон своим фильмом так и остаётся загадкой.
«Серьёзная» готическая мелодрама? Слишком много балагана, слишком мало смысла и слишком всё притянуто за уши. Чёрная комедия? Не смешно. Пародия? Ну, опять же не смешно, хотя тот же Элис Купер кривлялся на славу.
Главная же проблема растёт из сценария — рояли в кустах и вставные номера никак не желают складываться воедино, так что в итоге Бёртон балуется себе с любимыми игрушками, но зрителю-то с того какая радость. В итоге и получается не ужас-ужас, как в случае с «Марс атакует», но даже и не профессионально поставленный аттракцион вроде давешней «Алисы». Какой-то уж совсем серый проходняк вроде «Туриста» — что-то сняли, но зачем — непонятно.