ММКФ-2012: Русское, почти русское, немного русское и китайское
Неизвестно, в рамках ли окончательного удаления московского киносмотра в сторону местечковости (см. хотя бы красную дорожку), или же напротив, в виде сознательной позиции отборщиков 34 ММКФ, но все без исключения основные программы фестиваля до предела насыщены кино если не полностью российским, то российским более чем наполовину, первыми плодами модной ко-продукции, о которой нынче не говорит только ленивый. И следует отметить, даже если в титрах некоторых фильмов значится только русский продюсер, уже замечены случаи, когда этим хочется гордиться. Не в рамках показного патриотизма, но в том смысле, что кино получилось хорошее. И одновременно, каждый из фильмов формально совместного производства чудесным образом остаётся сугубо национальным, не теряя местный колорит на фоне всеобщей глобализации.
В этом обзоре: «Я буду рядом» «Голая бухта» «Байконур» «Вишенка на гранатовом дереве» «Четвёртое измерение» «Ана-Бана»
В других обзорах: «Королевство полной луны» «Секс ангелов» «Возлюбленные» «Рай. Любовь» «Последняя сказка Риты» «Детские истории» «Марина Абрамович. В присутствии художника» «Любовь» «Все копы — ублюдки» «Леди» «В поисках Шугармена» «Мир перед ней»
Паша и Митя
«Я буду рядом» (Россия, Украина), 2012
Режиссёр: Павел Руминов
Сценарий: Павел Руминов, Тихон Корнев
Оператор: Фёдор Лясс
Продюсер: Владимир Зеленский, Алексей Учитель
В ролях: Маша Шалаева, Рома Зенчук, Мария Сёмкина, Иван Волков, Елена Морозова
Гран-при «Кинотавра». Российские программы
Павел Руминов со своим телемувиком, конечно, навёл на «Кинотавре» шороху, было с чего. Отечественная кинопублика, будь то негодные кинокритики или уставшие от собственного «социально значимого кино» продюсеры, давно скучает по чему-нибудь хоть сколько-то живому, и тем смешнее, что отдых души она в итоге отыскивает в видео-виварии, где у нас, как оказалось, чего только не происходит. То анфан-терибль Константина Эрнста Лера Германика снимет что-нибудь матерное, то оператор Лясс сбежит от неё снимать наш ответ Абрамсу — в общем, на фоне чисто киношного болота получается неслабый заряд адреналина.
Адреналин, соответственно, есть и у Руминова, не такой, как в «Дочерях», без неурочных попыток сотворить революцию в жанре, но в данном случае это даже лучше для дела. Тут источник адреналина проще и понятнее умучанной духотой российской кинопублике — автобиографические корни сюжета, преодоление автором внутренних табу на тематику, в итоге надрыв в кадре возникает сам собой, плюс Маша Шалаева со своим контрапунктным совершенно жанровым подходом к главной героине добавляет фильму амплитуды. В итоге даже профессиональный зритель окончательно теряет остатки скепсиса и полностью погружается в мир онкологии и счастливого детства.
Режиссёр Руминов снимал про свою любовь к умершим родителям и про любовь к своему шестилетнему сыну, и в этом он молодец. Зрители смотрели про то, как в конце все умирают, и это уже похуже. А что шутка «шутка» осталась единственной на весь фильм, и самый живой человек в фильме отец мальчика, за непутёвостью которого просматривается хоть что-то выпуклое и небанальное, это всё выясняется только дома, во время постирки промокшего за время просмотра носового платка. То есть кино-то хорошее, а для тэвэ и замечательное, но тот факт, что кроме сценарных странностей, чудовищной камеры оператора Лясса и достоверности актёрской игры мальчика Ромы в фильме почти ничего нет, и за это у нас нынче дают «гран-при», вот это огорчает несказанно.
Яблоки на снегу
«Голая бухта» (“Vuosaari”, Россия, Финляндия), 2012
Режиссёр: Аку Лоухимиес
Сценарий: Аку Лоухимиес, Микко Коуки, Нийна Репо
Продюсер: Сергей Сельянов
В ролях: Лаура Бирн, Микко Коуки, Ленна Куурмаа Основной конкурс
Тем удивительнее было практически встык посмотреть финский мозаичный «почти альманах» про таких же вроде как в воду опущенных героев, как у Руминова, за одним маленьким «но», их тут за тот же хронометраж проносится примерно в шесть раз больше, причём без малейшей потери качества. В том числе есть одна линия про больную раком оптимистичную маму, разве что у той не шестилетный сын, а четырёхлетняя дочь (впрочем, есть в фильме и шестилетний мальчик, но из другой истории). Формально в фильме всё как в «Я буду рядом», даже ещё жальче — негры-наркоманы, за которыми гоняются кредиторы-скины, спящие с мужьями домработницы, фрустрированные бизнесмены, малолетние жертвы порно-индустрии, заторможенные зрители реалити-шоу, избиваемые жадноклассниками брейвики русского происхождения, далее везде.
Материала и таланта режиссёру Лоухимиесу хватило бы, пожалуй, на пяток полноценных фильмов вроде эстонского «Класса» или того же руминовского фильма, и кажется, что это всё невозможно впихнуть в два часа без потери качества и смысла, что будет нагромождение. Но нагромождения не получается, находится время и место и для усыплённых собачек, и для адюльтеров, и даже на некоторое пересечение сюжетных линий между собой в духе «Столкновения». Хотя слишком с этим автор не заигрывается, не превращая кисею головоломки в плотное «его ворсейшество». Предельно точные пробросы, взрослая, «голливудская» камера с кранами и проездами. Всё это делает фильм масштабнее, а значит, работает на основную задачу — объять необъятное, сделать моментальный снимок целой страны.
Но фильм бы потерял половину своего шарма, если бы, к середине фильма окончательно затянув все гордиевы узлы, пошёл бы по стопам того же Брейвика и принялся бы их рубить один за другим. Чудо в том, что чудо возможно, сказал себе автор и последовательно принялся разбирать накрученное. Собаку не вернёшь, мама выздоровеет, девочка переживёт, ружьё не выстрелит, муж уйдёт, корабль уплывёт, американец улетит. Некоторым достался настоящий хеппи-энд, остальным только «шоу маст гоу он». Но общее настроение, когда все поют и танцуют, достанется каждому. И это очень хорошо.
Космос как предчувствие
«Байконур» (Германия, Россия, Казахстан), 2012
Режиссёр: Файт Хельмер
Сценарий: Сергей Ашкенази, Файт Хельмер
В ролях: Александр Асочаков, Мари де Вильпен, Ситора Фармонова, Ерболат Тогузаков
«Гала-премьеры»
На «Байконуре» кипит жизнь, космические туристки и прочий космический груз регулярно взмывает в небо, оглашая грохотом окрестности. Одновременно вокруг «Байконура» тоже кипит жизнь, крестьяне на повозках, лошадях и мотоциклах рыщут по окрестностям в поисках обломков первой ступени, каковые они сплавляют китайским скупщикам металлолома за консервы. Даже подарки на юбилей дарятся исключительно в виде дюралевых железок — ничего другого в голой степи нет. В деревне живёт радист-наводчик по прозвищу Гагарин, он осуществляет радиоперехват и пеленгацию падающих обломков, что выгодно сказывается на благосостоянии деревни.
Однако однажды на головы казахам падает не очередной обломок, а спящая красавица, и как это положено героиням степных легенд и сказок, Гагарину суждено её сначала полюбить, потом разбудить, а потом и вернуть ей память весьма традиционным для белокурых невест способом. Будет в этой сказке всё — и своя «одичалая», и серия подвигов для главного героя, и своя закадровая драма, и повторная встреча с богатенькой «невестой», внезапно расхотевшей жить в юрте после пришествия в себя. И даже мораль в конце будет.
Всё очень мило, по-хорошему волшебно, совершенно наивно и очень колоритно. Такой «магический реализм» в сочетании с традиционным нашим применением в быту «такой-то матери», особенно на фоне совершенно документального освещения всего того, в чём состоят ежедневные будни космодрома. Тяжело и припомнить, где бы мы такое могли видеть. Это как если бы Бёртон перенёс место действия своего «Биг фиша» на мыс Канаверал. А уж финальный кадр в своей документальности даст фору любым «Трансформерам» с их могучими терабайтами.
Далее в этом обзоре: «Вишенка на гранатовом дереве» «Четвёртое измерение» «Ана-Бана»
1208 Прочтений • [ММКФ-2012: Русское, почти русское, немного русское и китайское] [16.09.2012] [Комментариев: 0]