Большой фестиваль, каким без сомнения является и Московский кинофорум, хорош тем, что в его программах можно обнаружить совершенно невероятные вещи, о которых ты даже подумать не мог, заглянуть в такие уголки планеты, о которых ты даже не помышлял, заинтересоваться проблемами, которые тебе даже в голову не приходили. Особенно этим хорошо кино документальное или околодокументальное. И открытия эти так удивительны и прекрасны, что ты готов за них простить фестивалю любые слабости конкурсного отбора или вечные проблемы организации.
В этом обзоре: «Любовь» «Все копы — ублюдки» «Леди» «В поисках Шугармена» «Мир перед ней»
В других обзорах: «Королевство полной луны» «Секс ангелов» «Возлюбленные» «Рай. Любовь» «Последняя сказка Риты» «Детские истории» «Марина Абрамович. В присутствии художника» «Я буду рядом» «Голая бухта» «Байконур» «Вишенка на гранатовом дереве» «Четвёртое измерение» «Ана-Бана»
В маленьком городке Виктория на берегу реки, что недалеко от Буэнос-Айреса, живут два лучших друга Бруно и Лало. И дела их безмятежны пока они не знакомятся с Лизой, чья семья приехала в город совсем недавно. А дальше почти как у классика шепот, робкое дыхание, с той лишь поправкой, что в Лизу влюбляются оба. Но скоро девушка, которая изменила жизнь друзей, исчезает так же неожиданно, как и появилась. И лишь для того, чтобы вернуться через тридцать лет и вспомнить то, что было.
Лента с лаконичным названием «Любовь», невесть как подобранная скаутами кинофестиваля с родины Марадоны вещь необычайно хрупкая и требующая, как бы сказать, определенного настроя для просмотра. Сперва кажется, что набрел на типично подростковую историю романтика смешивается с застенчивостью и прочими оплошностями. Но чем больше камера неведомого аргентинского оператора выхватывает сельские пейзажи, чем явственнее слова заменяются чувствами, тем больше «Любовь» превращается из прозы в поэзию.
Режиссёру Пауле Эрнандес, конечно, далеко не то что до Петрарки, но и до мастеров испаноязычного кинематографа, но женский взгляд, который ни с чем не спутаешь, привносит в фильм невероятно чувственное ощущение, будто читаешь чей-то интимный дневник. И, по большому счёту, это не будет преувеличением пунктирный сюжет уже не кажется экранизацией второсортного романа, а служит изящным каркасом для актерских представлений. И хоть в них не находится принципиально новых мотивов, аргентинское солнце и режиссёрское чутье раскрашивает их теми красками, увидев которые, уже не забудешь.
С.Л.О.Н.
«Все копы — ублюдки» (“A.C.A.B.”, Италия), 2012
По роману Карло Бонини
Режиссёр: Стефано Соллима
Сценарий: Даниеле Чезарано, Барбара Петронио, Леонардо Валенти
В ролях: Пьерфранческо Фавино, Филиппо Нигро, Марко Джаллини, Андреа Сарторетти, Доменико Диеле Основной конкурс
Как и полагается конкурсной ленте перед показом её вышли представить режиссёр и один из главных актеров. Но ни учтивые слова Соллимы, ни «наслаждайтесь картиной» актёра с фантастической фамилией Нигро, не могли даже намекнуть, что через пять минут на экране окажется суровая и реалистичная история об итальянском ОМОНе. Но самое удивительное началось несколько позднее, когда выяснилось, что «Все копы — ублюдки» не только претендент на звание самого тематически необычного фильма, но и попросту очень хлёсткое кино.
Да-да, именно хлёсткое от основного конкурса чаще всего ждешь длинных планов и навязчивого моралите, но не тут-то было. История о полицейских из специального мобильного отряда: первого судят за превышение служебных полномочий, второй лишается возможности видеть свою дочь, третий разбирается с сыном-скинхедом (итальянские скины это посильнее, чем «Фауст» Гёте) кажется одновременно парафразом десятка-другого фильмов. Иногда даже чересчур явным: так ключевая сцена массовой драки проходит под “Where’s my mind” понятно какого ансамбля.
Но то ли режиссёр Соллимо все же хорош в своем ремесле, то ли создателей консультировали толковые копы, то ли сама позиция «полицейский с человеческим лицом» делает с картиной настоящие чудеса. И весь этот маскулиный и прямолинейный механизм, поделенный короткими планами и приправленный кровью и безаппеляционностью полицейской дубинки, как берёт за горло в начальной сцене подавления протеста, так и не отпускает до самых титров. А благодарить за это итальянскому кинематографу, конечно, стоит экономический кризис, без него бы всё челентаноподобные комедии да беспросветные драмы.
Комментарий главвреда:
Лёха. Космонавтом
Европейские режиссёры не любят социальных подтекстов, это прерогатива всяких южноафриканцев и новозеландцев, они любят социальный контекст. Чтобы беременные неграмотные подростки-наркоманы, эмигранты откуда-нибудь поэкзотичнее, желательно, если без одной ноги. С подачи чёрт бы их побрал каннских отборщиков всякие малахольные борцы за свободу в наглаженных белоснежных рубашечках захватили фестивальные экраны и не собираются уступать их кому-либо ещё. Тем приятнее, когда появляется вот такое кино — жёсткое, без малейшего следа соплей и сахара, зато совершенно ненадуманное, поднимающее проблемы, реальные для общества здесь и сейчас.
Последнее заметно по реакции зрителей. Когда фильм вышел в родной Италии, поднялась буря. Неофашисты, полицейские чины, организации фанатов-ультрас и даже всякие правозащитники в пользу бедных румынских иммигрантов, не сговариваясь, обвинили авторов во всех смертных грехах. Все стороны конфликта, показанного в истории одного мобильного отряда, разом были возмущены, что они не такие, это всё неправда. Секрет в том, с какой тщательностью воспроизведены ежедневные будни рядовых омоновцев, все эти натуральные, не построенные, а просто подобранные для фильма трущобы, стройки, муниципальные многоквартирники, рабочие районы и футбольные стадионы настолько безыскусны, что обвинять режиссёра в передёргивании не приходится.
Да, даже в разгар кризиса современная Италия — вовсе не этот Детройт конца восьмидесятых, стилистически поддержанный картинкой будто из «Робокопа», но перед нами лишь сгущение красок, обострение конфликта, а не их подмена. Большую часть хронометража тебя не оставляет ощущение документального кино, зритель оказывается в самой гуще настоящего побоища, и мироощущение затравленного, загнанного в угол «космонавта», которого окружают смертельно опасные враги, немедленно передаётся залу. Невероятная сила убедительного кинематографа, казалось, навсегда утерянная современным кино.
Далее в обзоре: «Леди» «В поисках Шугармена» «Мир перед ней»
563 Прочтений • [ММКФ-2012: Вокруг света с музыкой и космонавтами] [16.09.2012] [Комментариев: 0]