В начале был ролик. В нём на просторах Лунного Рейха сумрачные арийские гении под пафосный хорал клепали свои уберваффе и шушпанцеры, собираясь с силами, чтобы нанести уже удар возмездия по неразумным унтерменшам. Лунные базы в форме свастики, летающие тарелки с надписями готическим шрифтом, мотоциклисты в кожаных плащах на лунных дорожках — всё это было дичайше стильно, остро и презабавно. А дальше начинался Хитрый План.
Режиссёр Тимо Вуоренсола выложил ролик в сеть и оснастил его титром «если вы хотите видеть ЭТО в кино, дайте нам денег». Так началась кампания «народного финансирования», когда каждого, кто поучаствует посильной суммой, укажут в титрах, а в случае, если фильм что-нибудь соберёт, он получит и часть этой суммы, пропорционально доли участия.
Железное небо трейлеры
Ролик так всем понравился, что с пожертвованиями проблем не возникло, была собрана сумма в один миллион долларов, требуемая непосредственно для съёмок, и уже с этим материалом создатели фильма пошли по разным европейским фондам поддержки кино, подтянув в итоге бюджет к 10 миллионам грина, необходимым для доведения компьютерной графики до приемлемого для кинопоказа качества. И вот, наконец, три миллиона просмотров и четыре года спустя, мы можем лицезреть результат.
И тут главная сложность состояла в том, что если в 2008 году инди-фантасика вообще была жутко в новинку, и сама идея снять что-нибудь эдакое за три копья была слишком сложнореализуемой и потому интересной сама по себе, то в наше время этот жанр успел пережить несколько взлётов и падений, мы видели и «Луну 2012», и «Химеру», и «Напролом», и «Монстров», и «Скайлайн», и «Район 9», так что нам сегодняшним известно, что энтузиазм создателей далеко не всегда означает приличный результат, а малобюджетность — не синоним внятного сценария и адекватности режиссёра. В общем, подобная фантастика нынче — отдельный киномир, где уже есть свой артхаус, свои блокбастеры, свои гении и свои клепатели болванки, научившиеся рисовать красивые спецэффекты, но забывающие придумать им хоть какой-нибудь смысл.
В общем, «идея идеи» про «лунных наци», приснившаяся Йармо Пускала и пересказанная им Тимо Вуоренсолла, как и положено, в сауне, при всех качествах того старого ролика, могла вылиться во что угодно, от шедевра по эпик фэйл включительно. И никакие кадры, ролики, интервью создателей и прочий стандартный набор промо-материалов ничего тут пояснить не могли, только кинопросмотр должен был стать тем рубиконом, который расставит всё на свои места. Но поскольку фильм, мягко говоря, не студийный, тяжкая поступь Вагнера не спешила в наши веси, из родной Финляндии и далее на юг по Европе фильм добирался до нас аж с апреля (как говорится — после нас только Сингапур и Япония), плюс параллельно шли показы на разных фестивалях, с них в сеть утекали разные журналистские отзывы, а также «утёк» целый блю-рэй фильма, но ясности всё равно было мало.
В нашем случае ещё отдельно подгадила отечественная манера всё обязательно дублировать. А фильм, помимо прочего, двуязычный. Там наци сплошь говорят по-немецки, а американцы — по-английски. Не считая финского посла, который молчит и разводит руками. Наши прокатчики долго думали, в итоге решившись сделать вот как — пусть все говорят по-русски, иногда для колориту добавляя «майне херрен» и «фак», а вот в двуязычных сценах переводить только английскую часть, немецкий же давать титрами. В общем, разумная альтернатива, ценителей языка оригинала же остаётся только отсылать к тому утёкшему блю-рэю.
В общем, это я всё к чему, предыстория фильма к моменту внепланового выхода повисла на нём таким тяжким грузом, что норовила уже перевесить сам фильм, а то его под собой и похоронить. Как говорится, были прецеденты, например мультфильм «9» имени Тимура Бекмамбетова. Поэтому завязываю и перехожу к впечатлениям от кинопросмотра.
Начать с того, что в полнометражке создатели явно решили поумерить количество нацистского пафоса и, дабы не влететь на какого-нибудь оголтелого идиота-борцуна, максимально педалировать пародию и шуткоюмор. Второй немаловажный момент, который выясняется на третьей минуте хронометража, «Железное небо» — это ещё и политическая сатира. Не на «лунных наци» и их реальных апологетов, любящих порассуждать про экспедиции Гитлера на Тибет и прочие секретные нацистские базы в Антарктике, хотя этого и хватает, а политическая сатира на современные международные отношения в целом и главного мирового жандарма современности — Америку — с её маниакальным стремлением всю планету поставить раком ради очередных выборов тамошнего президента, причём желательно чтобы где-нибудь поблизости ночевали бесхозные энергоносители. Во всяком случае, именно в таком виде представлена «Команда Америка» в фильме.
Итак, сюжет пиесы. 2018 год. Первая в мире американская Женщина-Президент (вылитая Сара Пэйлин) в перерыве между подходами к велотренажёру и перевыборами под лозунгом «Йес ши кен» отправляет экспедицию на Луну, которая помимо поисков залежей гелия-3, берёт на борт в качестве пиар-мебели фотомодель-афроамериканца. Афроамерикан он зе Мун? Йес ши кен! Однако экспедиция пропадает, а чуть позже оный афроамериканец (по имени Джеймс Вашингтон) находится на Земле, внезапно взбледнувший, а заодно обзаведшийся компанией лунных наци. Лунные наци своими речами про орднунг и здоровое потомство так растрогали женщину-президента, что та дала команду в таком же поряде вести собственную президентскую кампанию. С выдачей народонаселению красных нарукавников и прочей атрибутикой.
Одна незадача — сначала бомжующий бледнолицый Вашингтон перековывает нацистскую училку Ренате в антифашисты путём просмотра ею полной версии «Великого диктатора» великого Чаплина, а потом на планету прибывает и текущий лунный фюрер, желающий знать, где его суперагент Клаус. А заодно и лунный метеорблицкриг.
В общем, начинается войнушка, сумрачный арийский гений таки добывает вожделенный «айфон» в качестве центрального компьютера для своего уберваффе «Готтдаммерунг», а новоявленный фюрер Клаус отаке. Одновременно земные правительства выкатывают навстречу весь свой арсенал (все, кроме Финляндии), включая российский «Мир», который не только не затоплен, но ещё и оказался, вместе со всеми остальными, вооружён почище чем мирный советский трактор. И у войнушки этой хватит ещё хитрых сюжетных переподвыподвертов, как смешных, так и вполне серьёзных.
Потому что когда доходит дело до финала, в зале как-то смеха уже не слышно. Потому что в конце политическая сатира внезапно переходит в жанр фильма-предупреждения. Ну, и финальный кадр с Марсом как намёк на дальнейшее развитие событий, а может быть, и на сиквел.
На фоне такого финала как-то не слишком хочется рассуждать, смешное ли получилось кино, и были ли на высоте спецэффекты. Но поскольку это всё-таки комедийный нф-боевик, то «нато значит нато». Если не считать небольшого выпадения истории в начале земной части приключений лунных наци, кино получилось достаточно ровное, с хитрым прищуром, переходящим в издёвку, достаточно смешных шуток пережило русскую локализацию. Всякие кинематографические приколы с отсылками и цитатами на сюжет ложатся удачно, актёры тоже резвятся вволю. Антифеминистский, антиамериканский, антивоенный, антиполиткорректный и прочее «анти» не мешает сюжету. Спецэффект, опять же, смотрится на ять, особенно в дорогостоящем жанре космических баталий (и жанре бигбадабума, разумеется).
Практически единственная существенная слабость фильма — уж больно колоритные «лунные наци» и прочий американский истеблишмент перетягивают на себя одеяло сюжета. Стоит Ренате и Вашингтону остаться вдвоём, как они сразу не знают, куда деть руки, отдельный вопрос, что ну не смотрятся они парочкой, разве что в единственном кадре со скинами. Они — главные герои, но Клаус и президентша с пиарщицей уделывают их одной левой просто своей харизмой. Даже единственная звезда фильма Удо Кир в роли престарелого фюрера всю дорогу так в общем и простоял в сторонке. Тоже ведь ключевой персонаж.
Про Вашингтона отдельный вопрос — стоило ради одной проходной шутки про «альбинайзер» полфильма тянуть историю с его бледнолицестью? Тем более, что грим у него, мягко говоря, странный. Впрочем, если забыть пару лишних поскакушек на Луне и вставной номер с «братишками» на Земле, то в общем и сойдёт.
Главный момент — кино получилось кино. А не набором аттракционов в стиле «а ещё я могу вот так». И не полуторачасовым пародийным роликом про то как «наци на Луне, прикинь, баклан». Авторы сумели не только найти денег, они сумели выстроить историю, придумать мораль, и не только начать, но и закончить на высокой ноте. За что им можно только сказать спасибо, многое простить и понадеяться, что Тимо Вуоренсола ещё что-нибудь эдакое снимет.