Голливуд на самом деле до печёнок не любит, когда его продукцию начинают выносить за пределы голого развлечения. Не то что «не предполагает такого поворота событий», а именно активно работает на то, чтобы такого не было. Все эксперименты, дискуссионные ходы, заигрывания с фанатами, рейтинги R и прочие радости культурного бытия, в общем, всё то, чем переполнены обсуждения на киношных интернет-ресурсах — не в эту кассу, а вон туда, в закуток, где Санденс, артхаус, трэшак и т.н. «авторское кино». Потому что любая небанальность, любой эксперимент, любой спор — это минус аудитория. А когда бюджет зашкаливает за восемь нулей, не то что половину потенциально проданных билетов, десятую часть потерять нельзя.
Тёмный рыцарь: Возрождение легенды трейлеры
Именно поэтому американские блокбастеры заканчиваются хеппи-эндом, пусть и не сразу, именно поэтому в них нет сисек-писек, но есть тупые детсадовские шутки. Таков запрос той самой целевой аудитории, о которой во влажных снах мечтают маркетологи, но Голливуд — это единственная ниша в мире, где оная вполне мифическая ЦА работает. Потому когда Крис Нолан семь лет назад вломился со своей авторской дубиной в один из столбовых жанров современного студийного кинематографа — в жанр кинокомикса — он сильно рисковал. Выход «Бэтмана: Начало» сопровождался теми самыми спорами, которые обычно вычитают, а не прибавляют сборы. Однако Нолан сумел тогда выйти сухим из воды, сорвал банк и вроде бы тем самым совершил революцию.
Ура, кричали фанаты и возносили фильм на вершины рейтингов. Наконец наш человек Нолан победил бездушную машину Голливуда, отныне и впредь комиксы будут только такими — мрачными до насупленности, серьёзными до полной победы реализма! И это где, во вселенной латекса, плащей и накладных ушек! На резонные сомнения со стороны менее оголтелой публики, что, мол, это всё прекрасно, но долго это продолжаться не может, фанаты реагировали слабо. Революция, парни!
Второй фильм вызвал ещё больший накал страстей. Нолану дали полноценный карт-бланш, ещё больше денег, фильм жахнул так, что все закачались. Причём, что неудивительно, на фоне «Тёмного рыцаря» первый проект нолановской трилогии уже не выглядел никакой «революцией», комикс и комикс, особенно если вырезать вставную (и абсолютно человекопауковскую) драму в начале и поскакушки Брюса Уэйна в горах. Общим местом на этот раз стал дискурс «Нолан тогда только разминался красненьким, а вот теперь…»
С «теперь» появилась другая проблема, которую точно так же изо всех сил отрицала фанатская общественность. Второй фильм о Бэтмане сделал ещё один, на самом деле очень осторожненький шажочек в сторону дальнейшего «осерьёзнивания», чтобы ко всеобщему удивлению тут же выяснить, что «Бэтман не нужен».
На экране соревновались ломовые харизмы Харви Дента и Джокера, во втором случае ещё и дополнительно подогретой печальной кончиной Хита Леджера. Брюс Уэйн, равно как его ушастое альтер-эго, весь фильм откровенно маялся дурью, изображая не то жертву, не то плейбоя-филантропа. Дурацкий финал, нимало, по традиции, не смутивший оторванную часть кинообщественности, он тоже рос из этой же проблемы — комикс снова брал своё, стоило в кадре замаячить ушкам. Никакой Нолан со своим братцем-сценаристом ничего с этим не мог поделать. Потому что ничего другого зритель бы не понял и не принял. Ту долю «серьёзности», которую можно было выбрать, авторы вычерпали подчистую.
Потому что всё что сверху — получаются «Мстители», при всей их гениальности и не выдающейся кассовой судьбе. Но нет, твердили фанаты, вот увидите, третий фильм безо всякого Джокера, на одном нолановском таланте, порвёт все и всяческие шаблоны, соберёт ещё больше денег, комикс будет ещё серьёзнее, это будет настоящая революция!
Теперь, после премьеры, стало ясно — революция снова не получилась. И не из-за идиота, который прокрался с огнестрелом на сеанс и открыл там стрельбу под безумные речи, хотя удар по сборам «Ворнеры» уже ощутили в полной мере. Кстати, это случилось вовсе не потому, что кто-то теперь боится ходить в кино, таких немного. Но фильм тут же вызвал на себя волну критики, возможно приличествующей, возможно и притянутой за уши, но вспомните — любые споры вычитают из сборов, а не прибавляют к ним, так что тут шансов было никаких — сборы пострадают, и они пострадали.
Но самое главное поражение Нолан потерпел в собственном дерби, придуманном Ноланом для Нолана. В этом забеге комикс должен был победить комикс, такая вот хитрая борьба нанайских мальчиков. Именно её реджи проиграл, но весьма хитрым образом, далёким от пропаганды военного коммунизма, насилия или что там ещё шьёт Нолану безапеляционная часть его соотечественников. Проигрыш его лежит там же, где первые две «неслучившихся революции».