Разумеется, главной причиной появления подобных фильмов служит жадность продюсеров. Пусть книжки Ладлама кончились, пусть с Гринграссом, особенно после провала «Не брать живым» договариваться никто не хочет, а Дэймон без Гринграсса участвовать в проекте не желает, но разве мало вокруг талантливых голливудских таксистов для написания сценария и не менее талантливых официантов, чтобы сыграть кого-нибудь вроде Борна? Права на персонажа у нас есть, как-нибудь выплывем, где наша не пропадала.
Обычно из всего этого получается «Вспомнить всё», в лучшем случае — «Терминатор 4», даже если продюсеры очень постараются не облажаться. Исключения есть, но они все, как правило, лежат в плоскости создания чего-то принципиально иного, как это было с нолановской концепцией «серьёзного комикса». А вот примеров суперуспешного «прямого наследования» навскидку и не вспомнить, разве что такие фанатские римейки как «Кинг-Конг» Питера Джексона.
Эволюция Борна трейлеры
Впрочем, ни одного продюсера эта незадачливая статистика ещё не остановила, каждый первым делом говорит себе «ничего страшного, просто они всё делали неправильно, а мы — сделаем правильно». И действительно, если вспоминать процесс производства «Наследия Борна» (именно так называется фильм, что бы себе ни думали отечественные прокатчики), то откровенных ошибок не заметно.
До последнего велись переговоры с Дэймоном, чтобы тот появился хотя бы в камео. И они даже дошли до того, что если четвёртый фильм получится достойным, то в пятом Дэймон таки появится. Режиссёром взяли Тони Гилроя, который работал над сценариями классической борниады, а впоследствии засветился постановкой таких в чём-то близких по жанру фильмов, как «Майкл Клейтон» и «Ничего личного». Оператором тот пригласил Элсвита, на тот момент оператора «Нефти» (на минуточку, «Оскар» за лучшую операторскую работу), и более близкого жанру боевика «Солт». Ко всему, полгода назад вышла ещё и успешная во всех смыслах новая «Миссия: невыполнима», на которой тоже работал Элсвит.
Ну, и главная роль. Реннер после оскаровской эпопеи с «Повелителем бури» в жанровом кино стал фигурой знаковой (взять хотя бы вселенную «Мстителей»), и даже чуть не сумел подвинуть с главных ролей «Миссии» самого Тома Круза, в общем, если не этот парень сдюжит заменить Дэймона в его собственном франчайзе, то кто.
Гилрой тоже не будь дурак, скорее всего сразу поклялся продюсерам, что знает методу Гринграсса на ять, и будет строго следовать ей, не поря отсебятины. Это было нетрудно даже в отсутствие книжного прототипа. Метод построения сюжета был выбран простой — будем как можно больше говорить в третьем лице — перескажем сюжет последних полутора «Борнов» новостными вставками, процитируем пару эпизодов (сам Борн даже мелькнёт пару раз в виде фотокарточки на паспорт), пригласим в камео Финни, Стрэтерна и Аллен, а сами потихоньку покажем будни «более другой» суперагентской программы «Аутком», в которой агентов не заставляют всё забыть, зато крепко подсаживают на специальную генномодифицированную дурь, пока у тех жабры не начнут вырастать. Шутка.
Далее просто — агрессивная камера, рваный монтаж, широкая география, бегающие по коридорам цереушники, мучительно пытающиеся подчистить всё, где успел наследить Борн. А Реннер между тем всё идёт по коридору. То в горы полезет, то в проруби искупается, и только и успевает, что хавать синие и зелёные таблеточки.
А у него, между прочим, любовь. К медичке в процедурном кабинете, что так ласково хватает его за всякое, даром что видит в нём не человека, а подопытное. И тянулась бы эта история до бесконечности, прерываясь лишь на новости о Борне и очередную пробежку под речитатив «чорт, я опять не успею сдать мочу на кровь», пока однажды, где-то к середине фильма, спеца по имена Аарон Кросс не приговорят к зачистке вместе со всей программой «Аутком». Ну, и врачиху впридачу. Как говорится в таких случаях, это и была их ошибка.
Стоп, погодите, как «к середине фильма»? То есть полфильма ничего толком не происходит? Ну да. Так и есть. В основном там жрут таблетки, разговаривают по телефону и бегают от волков. И это главная ошибка сценариста Гилроя. Он так пристально следит за Борном, что напрочь забывает, что следить надо за Кроссом. А тот не будь дурак, идёт себе и идёт, по горам, по долам. Ему-то чего. Потом словно внезапно просыпается и ну медичек спасать, беспилотники сбивать белкой в глаз, а также рассказывать всем налево и направо, как мол это неприятно, когда ты ниразу не компенсирован, со своими-то базовыми 70ю айкью. И мол, батюшки светы, мне есть, что терять.
Тут видимо все плачут и встают.
Это и есть главная находка для нового героя, вставной номер между цереушными разборками. Мол, Борн ничерта не помнил и был безэмоционален, это контору и сгубило, а Кросс всё помнит, зато в анамнезе он тупой истерик, из других супер-убийцы получаются не очень, сразу начинают Ницше читать и бабочек коллекционировать. Не сказать ещё хужей.
А поскольку Реннер ходит истерит, Рэйчел Вайз тем более истерит, а остальные больше ловят Борна, чем Кросса, оператору тоже становится скучновато, и он успешно снимает красивые горы и прочие небоскрёбы, вместо того чтобы, как положено, снимать «а тут он бдыщ, а там из-за угла та-та-та» и далее по тексту. По сути, весь экшн, который у Гринграсса непрерывно молотит с первых кадров по финальные титры под музыку «Моби», умещается в «Эволюции» на последних двадцати минутах. Это не эволюция, это уже «деградация» какая-то. Да и то сказать, обокрасть усть-задрищенскую фарма-лабораторию, а потом со скрипом сбежать от единственного пущенного вдогонку спеца — это не задача для главного героя. То есть перед нами не сиквел, не римейк и даже не полноценный спин-офф, поскольку ни на то, ни на другое, ни на третье продюсеры и режиссёр не решились. Другое дело, что привыкший к клейтоновской неторопливости Гилрой подставы, похоже, так и не почувствовал, во всяком случае он сделал это достаточно поздно, чтобы ничего уже было не исправить.
Кино же в итоге получилось вполне в стилистике оригинала, и герой симпатичный, но это больше походит на чуть затянутый пилот офигенного, но сериала, нежели на полноценную попытку обновить франчайз. Слишком мало истории, слишком мало экшна, слишком много Борна.