Есть такое замечательное явление как аниме-фильмы, вышедшие после показа ТВ-сериалов. Лишённые самодостаточности, но обладающие солидным запасом бэкграунда и предыстории, которым не всегда могут похвастаться оригинальные произведения, эти «подарки поклонникам» представляют собой не просто коммерческий продукт и способ получить дополнительную прибыль.
Наверное, дело в том, что не только фанаты, но и создатели аниме не могут так просто расстаться с полюбившимися героями и мирами. Самый яркий пример – «Евангелион: Смерть и перерождение»: для студии GAINAX и Хидеаки Анно Евангелион давно стал чем-то очень личным. Дополнительный эпизод в завершённом «Ковбое Бибопе» отличается великолепным саундреком Йоко Канно и новым взглядом на Спайка и его друзей. «Видение Эскафлона» – образец альтернативной трактовки сериала, «Ра-Зефон» – монтаж и пересказ. А вот «Завоеватели Шамбалы» – ожидаемое и необходимое продолжение: сюжет «Стального Алхимика» обрывается на полуслове, и заключительная попытка суммировать итоги ничего не может объяснить. Братьев Элриков разнесло по разным мирам, но разве можно ожидать, что они сдадутся?
Стоит отметить, что «Завоеватели Шамбалы» представляют собой весьма примечательный вариант продолжения. С одной стороны, это логичное развитие истории, причём на разных сюжетных линиях. Уже в последних эпизодах ТВ-сериала появляется идея о параллельных мирах, Хоэнхейм Светлый рассказывает Эдварду о двойниках и равноценном обмене: жизни людей – на алхимическую энергию. И здесь появляется важная характерная особенность «Завоевателей Шамбалы»: связанный с сериалом сюжетом и героями, фильм повествует о другой вселенной.
Существование параллельных миров, связанных Вратами-Переходом, влечёт за собой другие обязательные элементы – двойники, повторяющие судьбы друг друга, схожие ситуации и положения. Эдвард то и дело вздрагивает, встречая знакомое лицо, а порой совершает ошибки, путая два мира. В «Завоевателях Шамбалы» слишком много деталей и мелочей, понятных лишь тем, кто смотрел сериал. И до самых последних кадров будут появляться знакомые персонажи в новом обличье, как Шрам и Ласт за рулём грузовика.
Развитие «параллельности» после сериала о поисках философского камня оказывается неожиданным и даже в какой-то степени неприятным. Казалось бы, при чём здесь общество Туле и национал-демократы во главе с Гитлером? Куда делся философский камень? Почему исчезла тема квеста, а вместо неё возникла «война миров»? Фильм производит сложное двойственное впечатление и не оправдывает ожиданий на традиционное продолжение. Несколько таких приятных и знакомых мелочей, как появление говорящих доспехов или бодибилдинг Армстронга, лишь подчёркивают разницу.
Эдвард больше не переживает по поводу своего роста. Венри уже не ждёт, когда её позовут для скоростного ремонта – и сама начинает свой поиск. Гомункулы утратили бесшабашность и обратились кто в подлинное чудовище, а кто в человека – и без всякого философского камня. Полковник Мустанг предпочёл стать полицейским капралом. Взрослый мир теперь окончательно взрослый, и к братьям Элрикам уже не относятся как к маленьким, которых надо оберегать и направлять – они уже не твердят упрямо, что хотят оставаться детьми.
В «Захватчиках Шамбалы» Эдварду и Алу придётся не раз пожертвовать своими мечтами, потому что на кону стоит судьба родного мира. Фильм утратил комедийное начало, присущее сериалу, и ушёл в сторону альтернативной истории. Поиски Шамбалы (словно поиски Философского Камня) приводят к вопросу цели и цены за исполнение сокровенного. У врага больше нет знака гомункулов – чужие неотличимы от своих, а значит, разница не так велика. Мальчишки выросли, наверное, в этом всё дело?
Один из недостатков фильма – сумбурность в сюжете, словно Сэйдзи Мидзусима попытался уместить историю, которой бы с лихвой хватило на новый сезон, в формат полнометражного фильма. Слишком мало времени отведено на многие сюжетные линии и развитие характеров, слишком стремительно и скачкообразно развивается сюжет. Многие интересные персонажи появляются и исчезают со скоростью пули, не говоря уже про такие банальные ходы, как триумфальный марш-бросок Роя Мустанга.
К счастью (или напротив, к сожалению) финал фильма более продуманный и выдержанный, по сравнению с сериалом. Но это всё равно многоточие – трудно представить братьев Элриков в покое и лени!
«Завоеватели Шамбалы» – отличный подарок всем тем, кто хоть раз видел «Стального Алхимика». Фильм развивает идеи, заложенные в сериале, и позволяет по-новому взглянуть на вопросы алхимии и жизни. Это продолжение истории двух братьев, удивительно преданных друг другу и стремящихся быть вместе, а уж в каком из миров – не суть важно. Родным миром для них становится тот, где есть общее дело и одна дорога на двоих.